Исцеление сказкой

Зміст:

    Бывает так, что ваш мягкий, послушный и понимающий ребенок вдруг превращается в упрямого, неуправляемого тирана, с яростью отстаивающего свою точку зрения, которая кажется вам совершенно ошибочной. Ни авторитет, ни уговоры, ни тем более давление, не помогают изменить мнение вашего чада, а только усиливают протест.

    В особо тяжелых случаях, такие недоразумения даже могут спровоцировать отдаление, разрыв эмоциональной связи с ребенком, его замкнутость и другие психологические проблемы. Чтобы смягчить острые углы и не допустить тяжелых последствий, существует один действенный мамин секрет – называется он «сказкотерапия».

    sb10070146i-001

    Что такое сказкотерапия?

    Этот метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, но как течение современной науки возник совсем недавно. Что касается самого термина, то его используют по-разному. Сказкотерапию применяют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и в медицинской практике. В последнем случае работа со сказкой направлена непосредственно на лечение. Терапевт создает условия, в которых человек, взаимодействуя со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Но наиболее интересными функциями этой замечательной системы, безусловно, являются развивающая и воспитательная.

    Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и ту же сказку по много раз, таким образом, формируя свой, так называемый, банк жизненных ситуаций и понимание окружающего мира. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

    С чего начать?

    Итак, если вы наблюдаете у ребенка какую-то эмоциональную проблему, вызванную определенной ситуацией, сочините для него сказку. Не стоит рассказывать ее тут же, «по горячим следам». Лучше подождать, пока страсти улягутся, и можно будет улучить удачный момент, чтобы подойти к спорной теме издалека. Тогда, когда малыша ничего не отвлекает, он спокоен и настроен вас слушать.

    1. Cначала нужно придумать героя, который был бы похож на вашего малыша. Этого можно добиться с помощью схожих характеров, выражений, жестов и жизненных обстоятельств (например, герой ходит в тот же класс, что и ваш ребенок, любит те же занятия, например, петь или кататься на роликах).

    2. Затем рассказать о жизни героя так, чтобы сходство между его жизнью и жизнью ребенка было заметно и самому малышу.

    3. После этого герой вашей сказки должен попасть в проблемную ситуацию, которая похожа на проблемную ситуацию ребенка. При этом все чувства, которые испытывает ваше чадо, необходимо приписать герою. Сказочный герой начинает искать выход из создавшейся проблематичной ситуации и в итоге находит правильное решение проблемы и даже не одно. Он избавляется от своих сомнений и страхов, конечно же, одновременно со своим прототипом – вашим малышом.

    Мамин пример

    Возьмем, к примеру, такой случай: упрямство и непримиримость вашего ребенка вызвал несправедливый (с точки зрения малыша) поступок учителя, который отчитал его и выставил из класса. Все ваши доводы в пользу педагога оказываются тщетными, и ребенок искренне не понимает, почему в данном случае ваша поддержка не на его стороне. Попробуем сочинить соответствующую сказку:

    «Жил-был маленький рыженький котенок. Он был очень сообразительный и смышленый, любил приключения и новые, интересные места. Но временами он также бывал шкодливым и непоседливым. У его мамы – кошки было еще одиннадцать котят, его младших братиков и сестричек, и все они норовили куда-нибудь уползти. А еще – требовали внимания. Одному срочно покушать надо, другому – поиграть, третьему – залезть на груду старых ящиков и благополучно с нее свалиться. При этом маме – кошке регулярно нужно было добывать еду, потому, как жили они не в теплом доме, при заботливых хозяевах, а на старом, пыльном чердаке.  И жаловалась мама-кошка, и плакала, но котята все равно отнимали у нее все силы. А однажды мама-кошка была особенно расстроена – с утра она не отыскала никакой еды, и была очень голодной. Самый младший, черный с белым ухом, котенок провалился в ящик  и жалобно мяукал – видимо, лапку повредил. В то же время, непоседа – рыжий повадился играть с маминым хвостом – он вился вокруг нее, крутился между лапами, не позволяя зализать ранку белоухого и накормить еще одного малыша.

    Мама кошка пригрозила сыну тихим шипением, но тот, проигнорировав замечание, продолжал игру с новой силой. Тогда мама зло зашипела, и легонько оттолкнула рыжика лапой. От такой несправедливости котенок разозлился и обиделся на свою маму. Чем, конечно, тут же добавил ей тревог и хлопот. Заплакала мама-кошка, а потом вдруг резко вскочила на подоконник и выпрыгнула  в окно. Все котята не на шутку испугались, стали пищать так жалобно, что у рыжего котенка чуть сердце не разорвалось. И так горевали они аж до следующего утра. Когда мама – кошка вернулась, рыжий котик очень обрадовался, ведь без нее было очень холодно, голодно и страшно. А о недавнем происшествии он совсем забыл. С тех пор начал рыжик вести себя по-другому: вместо того, чтобы целый день играть, он приглядывал за младшими котятами, и даже иногда сам находил еду. И стал чувствовать себя таким взрослым!»

    Вы удивитесь, услышав на следующий день от своего малыша, что он, жалея учительницу, у которой так много забот, целый день вел себя примерно. Но даже если этого не произойдет – не стоит волноваться! Наверняка, вашему чаду нужно некоторое время, чтобы обдумать эту ситуацию и свое место в ней. В любом случае, «зерно засеяно», и ваш ребенок обязательно сделает свои выводы!

    Важная деталь: процесс сказкотерапии не ограничивается грамотным подбором или сочинением сказок. После прослушивания истории, он должен сопровождаться подробным обсуждением ее сюжета. Когда вы читаете или рассказываете сказку вашему ребенку, в его бессознательном формируется индивидуальное восприятие внутренних процессов и способов взаимоотношений между людьми. Полученная информация будет находиться в пассивном состоянии, если с ребенком не обсуждать сказочные и мифологические истории. Во время обсуждения, ребенок размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности, и естественным путем формирует способность видеть причинно-следственные связи и осознанно действовать.

    Сказка поможет!

    Одним из самых действенных способов объединить язык взрослых и детей является сказка. Если рассказчик знает свое дело, то дети просто входят в сказку и живут жизнью ее героев, переживая вместе с ними, триумф победы и страх, радость и горе. При этом малыши не просто слушают голос, они представляют все события и перед их внутренним взором проходят картины и образы. Не смотря на то, что сказка представляет собой развлечение, дети с ее помощью познают реалии мира, она заставляет ребенка думать и размышлять, хранит в себе нравственные постулаты и передает их, учит ярким и сильным человеческим чувствам.

    Статья была напечатана в журнале “Мир детсва и чудес”.

    Автор – Наталия Корнецкая

    Facebook Comments
    Анонс