Самая древняя игра маленького человечества или чудеса на песке

Зміст:

    Сегодня речь пойдет о песочной терапии, которая в равной степени полезна всем: и детям, и взрослым, и людям, страдающим от комплексов и психологических проблем,  и просто для профилактики оных.

     Идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.

    Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая человеку  избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.

    Какой же принцип положен в создание этой игры?

    Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или – в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу методики песочной терапии. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

    Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной –  аналитической психологии,  выдвинул идею о том, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». На данном свойстве спонтанного выражения сознания и основана песочная терапия, которая признана сегодня в современной психотерапии перспективной «игрой» для самовыражения ребенка. Зачастую ребенок не рассказывает о своих мыслях и эмоциях, но ребенок легко выразит это при работе с песком.

    Отличие песочной терапии от остальных методов лечения  в том, что она позволяет человеку создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать.

    Игры с песком

    Практика работы в детских садах показывает, что песочные игры универсальны. Так же как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, недоступные словесному выражению. К тому же создание песочных композиций, в отличие от рисунка, например, не требует каких-либо особых умений.

    Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия, как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

    Арт-терапевты советуют иметь песочницу дома, чтобы в минуту напряжения, сомнения или радости можно было создать песочную картину. При этом  родителям  желательно быть рядом с детьми, поддерживать его в процессе «самолечения» и делать для себя выводы о том, что беспокоит их сына или дочку в данный момент. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой.

    Ребенок с большим удовольствием применяет в игре с песком маленькие фигурки людей, животных, растений, домов, машин и т.д. Он смешивает песок с водой, формирует холмы, горы, создает влажные ландшафты. При игре-терапии ребенок переносит на песок образы, спонтанно возникающие в его сознании. Песок – это природный и поэтому очень приятный материал. Он может ложиться волнами как вода, можно сформировать фигуры, при добавлении воды – темнеет. 

    Просто и удобно

    При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится небольшой ящик (70/60/15); наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки – это основные составляющие картины мира. И предоставьте ребёнку возможность смачивать песок, чтобы формировать его.

    За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые правила, при соблюдении которых лечение проходит наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, ее размер и высота бортиков. В песочной терапии используются определенные игрушки. Среди них – деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т.д.). Психотерапевт Д. Кальфф использовала также символические, этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету – это тоже имеет значение.

    Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра?

    Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

    Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали – уходили в песок. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

    В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

    На стадии “хаоса” ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через “хаос” происходит постепенное “проживание” психоэмоционального состояния и освобождение от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия “хаоса” может занимать от 1 до нескольких занятий – игр. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

    Стадию “борьбы” можно наблюдать у сложных детей, подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды, тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и прочее. Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы, которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

    На стадии “разрешение конфликта” можно наблюдать более благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

    Анализируя песочные картины, можно диагностировать следующие феномены:

    Наличие внутренних конфликтов. Если в песочнице разворачиваются баталии или имеет место персонаж, к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессии, особенно, если это подтверждается устным рассказом о картине. Гетероагрессия проявляется через противоборство армий, аутоагрессия – в разрушительных действиях по отношению к главному герою, в неприятностях, которым подвергает его автор.

    Анализ расположения фигурок в песочнице и их символическое значение.

    Последовательность появления и местоположение фигурок даст нам много интересной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

    Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

    Что же происходит в бессознательном человека, когда он играет в песок?

    Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное. Некоторое время оно активно применяет новый материал в системе мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда в поведении человека происходят определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой песочный опыт.

    Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный лист, потом песочный опыт переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным, и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека.

    Сегодня магазины предлагают  достаточно широкий ассортимент материалов для занятий песочной терапией – как на улице, так и  в домашних условиях,  для любой возрастной категории. Это и обычные пасочки – неизменные спутники нашего детства, и песочные картинки, фрески, специальные наборы разноцветного песка с рамками , трафаретами и другими вспомогательными средствами. С недавнего времени в моду вошла так же песочная анимация, на курс которой можно записать ребенка в любом городе. И ребенок будет от этого только в восторге!

    Автор – Наталья Корнецкая

    Facebook Comments
    Анонс