Скорая кукольная помощь!

Зміст:

    Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности метода позволяют решить разные важные задачи, например: помогает справиться с застенчивостью, ревностью, агрессивностью, невротическим шутовством и другими детскими проблемами.

    Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову». Среди известных методов предупреждения и преодоления детских страхов в последние годы куклотерапия начинает приобретать достаточно большое значение.


    Кукла и страх

    Работа с куклой в арт-терапии позволяет отделить страх от конкретного ребенка. Это не он маленький трусишка, а, например, зайчик или перчаточная собачка. У ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Кроме этого, игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на укол пришел зайчик. Любимая игрушка может попасть в «страшную историю», которая благополучно завершится. А игра с куклами для детей дошкольного и младшего школьного возраста привлекательна сама по себе.


    Волшебные «пилюли»: игры, этюды и спектакли

    В куклотерапии применяется несколько различных методов, самыми эффективными из которых являются:

    1. Лечебные этюды

    В течение работы над этим методом большое внимание куклотерапевты уделяют работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают. Для примера приведем этюд для работы с такой проблемой, как ревность: Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

    – Я хочу такую же, – сказала собака хозяину.

    – Ты же выбрала корабль, – сказал хозяин.

    – А я хочу и корабль, и машину, – ответила собака.

    – Ну, мы же договорились, – сказал хозяин.

    – А я хочу, хочу, – заныла собака.

    – Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, – сказал хозяин.

    – Нет, я хочу сейчас, – зарыдала собака, – ты меня не любишь.

    Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «Так пусть не достаются никому». Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор. Какой разговор у них состоялся дома, ребенок додумывает сам, при помощи родителей. А затем снова и снова проигрывает законченный сюжет при помощи кукол.

    2.  Лечебный спектакль

    Многим здоровым взрослым хочется побыть на сцене. А представляете, как этого жаждет ребёнок, остро нуждающийся в повышенном внимании, проявлении своих возможностей и талантов?! Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля могут сделать сами. Родители тоже могут принимать участие в спектакле, и, конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские. Деткам так же очень полезно смотреть интерактивные спектакли, во время которых они как бы «управляют» действием персонажа.


    Куклотерапия в домашних условиях

    Применять на практике методы куклотерапии заботливые родители могут и дома. Для этого достаточно продумать несколько игр, которые корректировали бы основные проблемы в поведении ребенка.

    Однако, сначала полезно пройти этап диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун и другие. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Например, если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка – можно предположить проявление агрессивности.

    Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов: Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? Что бы ты попросил у волшебника? И так далее.

    Задавая ребенку все эти вопросы, возможно, вы выясните для себя, на что нужно обратить особое внимание, установите более близкий контакт с ребенком. А может статься, даже обнаружите проблемы, которые придется решать с помощью профессионалов!


    Куклотерапия в веках

    Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными возможностями. Куклы-обереги на Руси использовались для семейных и общественных обрядов, на Ближнем Востоке шаманы лечили переломы с помощью кукол. Для этого изготавливалась кукла с переломанной конечностью, над ней читали заклинание и выпрямляли или наращивали конечность, потом куклу дарили пациенту, и конечность быстро срасталась.

    В Африканских племенах шаманы делали кукол из глины и воска, и лечили сначала куклу, ведь считалось, что при лечении шаманы открывают дверь в иной мир и духи, привлеченные слабостью больного, таким образом, не могли ему навредить.

    В Восточной Европе применялся оригинальный способ лечения больных: для этого делали куклу без лица из соломы или тряпок и внутрь зашивали уголь или осиновую чурочку. После этого куклу клали в постель больного, а как только болезнь переходила на куклу, ей рисовали лицо и торжественно сжигали.

    В Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет.

    Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть, и начал выздоравливать.


    Терапия на практике

    Учителя начальных классов и воспитатели детских садов уже давно применяют перчаточных кукол в своей работе. С недавних пор появились также обучающие и корректирующие спектакли, во время которых дети знакомятся с забавными кукольными персонажами, с их помощью усваивают основные нравственные и моральные ценности, учатся правилам поведения и даже осваивают школьную программу (персонаж может ошибаться, а задача детей его поправлять).

    Куклы так же часто служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. После чего нередко копируют поведение. Куклотерапию в Киеве успешно применяет Академия «Воображариум». Вместе с уже давно полюбившимися героями мультфильма «Лунтик», детки попадают в поучительные ситуации, учатся общению и взаимовыручке, осваивают таблицу умножения и, конечно, получают огромное удовольствие от самого театрализованного процесса.

    Автор – Наталья Корнецкая

    Facebook Comments
    Анонс