Театротерапия как способ самоисцеления

Зміст:

    Понятие «театротерапии» состоит из двух самостоятельных частей: «театр» и «терапия». «Википедия» дает «театру» такое обозначение: театр – это зрелище, синтез всех искусств, он включает в себя музыку, живопись, архитектуру, кинематограф, танец и многое другое. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и часто после спектакля внутри него происходят изменения. «Терапия» – это лечение, оздоровление, лекарство. Так как же связываются эти два понятия? Театр в тандеме с психологией достаточно интересен. Актёрская игра помогает понять, почувствовать, пережить все свои эмоции, переживания, ощутить  напряжение, а психология (терапия) объясняет,  что обозначают ваши эмоции, мимика, жесты, позы! Это познание самого себя через чувства!

    shutterstock_72345427

    Истоки.

    Велико воздействие художественного слова на чувства и мысли человека. Оно может совершить в нем душевный переворот, заставить изменить взгляды на жизнь, вызвать определенные поступки: как добрые, так и злые. Сила художественного слова увеличивается, когда оно умело соединяется с музыкой и сценическим действием. Это обнаружили еще древние эллины, которые считали театр важнейшим искусством. В древних Афинах каждый свободный гражданин полиса обязан был посещать спектакли. Театр рассматривался как школа воспитания гражданина и как средство профилактики неврозов. Во всяком случае, так думают сторонники медицинской теории «катарсиса», берущей свое начало в трудах Аристотеля. Этот философ, обладавший медицинскими познаниями, раскрывая сущность трагедии, писал, что она способствует очищению от аффектов страха и страдания, как бы «смывая» их и доставляя человеку своеобычное чувство удовлетворения, подобное тому, какое получается при разрешении горя в слезах.

    Игра как исцеление.

    Я. Л. Морено (1892-1974) – создатель классической психодрамы, впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Идея о психодраме,  как лечебном методе, возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Так возникла психодрама, которая является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы пациента, а не создает воображаемые сценические образы.

    Каков же принцип? Представьте себе: вам дают установку – «сыграй нам, пожалуйста, чувство любви»… У человека сразу же начинает идти ответная реакция – это отражается в жестах, мимике, в позе и т.д. (вы выступаете как актёр), а другие участники смотрят и считывают информацию (они зрители). А потом зрители говорят о том, что они заметили, что почувствовали, затем сам “актёр” говорит о своих ощущениях и анализирует себя. А почему он, изображая любовь, чувствовал напряжение в плечах? Эти зажимы объясняются путём психологии, и означает это не что иное, как закрытость для отношений и неготовность к ним.

    О чем нужно помнить.

    Театротерапия применима для профилактики и лечения  как взрослых, так и детей. Существуют обязательные вещи, без которых нельзя обойтись. Например, стопроцентная вера в предлагаемые обстоятельства – систему условий, в которой начинается и развивается действие. Дети легко включаются в игру, а вот взрослым бывает тяжело вызвать в себе нужные ассоциации. Тут на помощь приходят образ и логика.

    Есть еще некоторые обязательные условия для успешного проведения сеанса театротерапии:

    Сюжет.  Это законченная история, то есть вся та последовательность событий, которую мы постепенно проговариваем. Начинаем с  исходного события, которое произошло до того, как началось наше действие. Продолжаем сюжетную линию основным событием – началом основного конфликта – первого осложнения , затем идет второе осложнение и борьба, третье осложнение и способы с ним справиться, а в итоге – центральное событие – кульминация и финальное событие.

    Конфликт – столкновение, противостояние сторон. Любой персонаж имеет свой характер, систему ценностей и конечно, цели, к которым он движется. И всегда есть его протагонист (не обязательно еще один персонаж, это могут быт, например, жизненные обстоятельства или силы природы). Их столкновение и движет действием.

    Само же действие  – это цепь логических поступков, направленных  на достижение определенных целей. Действие можно смело назвать основой театральной игры.

    Атмосфера – то, что облегчает вживание в образ, стимулирует воображение.  Шум моря, звуки леса, дождь и вьюга, тревожная или веселая музыка – это то, что поможет сосредоточиться на обстоятельствах и поможет развитию действия.

    Немного практики.

    Лучше всего театротерапия помогает в коллективе как минимум из трех – четырех человек. Однако при желании можно заниматься индивидуально, в домашних условиях. Для этого нужно лишь немного фантазии и желание. Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть  актером). Проблему, с помощью этого метода, можно предупредить (придумать профилактический сюжет). Например, для ребенка, который только пойдет в школу, можно придумать историю о том, как много там интересного и познавательного, настроить его на учебную волну. А можно и справляться с проблемой постфактум. Например, если ребенок чего-то боится, можно создать образ этого страха, и предложить ребенку самому сыграть его.

    Если вы решили попробовать заниматься театротерапией самостоятельно, начните с простого. Определите проблему, которая требует повышенного внимания, придумайте простую историю о том, как герой с ней справлялся и воплотите. Следующим этапом можно предложить малышу сыграть не себя, а другой персонаж – своего антагониста, обидчика. Таким образом, вы научите его пониманию.  Позже к сюжету можно будет добавлять обучающую информацию информацию, которую вы хотите предложить ребенку в игровой форме, квесты (веселые конкурсы и соревнования) и др.

    Развивайтесь на здоровье!

    Автор: Наталия Грабовская

    Facebook Comments
    Анонс