Когда начинать учить буквы и цифры?

Зміст:
    5 (100%) 1 vote

    Когда начинать учить детей счету и чтению? Расскажет психолог Благотворительной организации «Иная» Ольга Мельницкая.

    «Алёшенька уже считает до 10», – делится молодая мама на детской площадке с нескрываемой гордостью, – «А ведь ему всего полтора года. Это его папа научил. Это у них семейное, муж сам в математической школе учился».

    «А Сонечка уже выучила всю азбуку и соединяет слоги», – вторит первой маме вторая, – «А ей нет еще и четырех лет. Наверное, в четыре годика уже книги будет читать, как ее тетя».

    И между мамами возникает оживленный разговор о важности раннего развития, о пользе обучения ребенка чтению и счету, о страшных школьных программах и том, что в первый класс тех, кто не умеет считать и писать, уже не берут. Все хором соглашаются, что начинать «чем раньше, тем лучше».

    Еще одна мама печально смотрит на своего ребенка, которому уже два с половиной года, а он не только не выучил цифры, но пока отказывается толком говорить что-либо кроме «мама» и «папа. Она  просит поделиться методиками обучения двухлеток грамоте. 

    При этом присутствует папа с сыном, которому уже пять, и он не читает книг и не решает примеры! В ужасе отец думает, что его ребенок, наверное, «не такой как все» и принимает решение с сегодняшнего дня нанимать малышу репетиторов. 

    И только одна спокойная бабушка с двумя внучками пытается донести молодым родителям свою мысль о том, что каждый ребенок обязательно выучит и алфавит, и цифры, когда придёт его время. Но на фоне Леши и Сони ее слова выглядят очень неубедительно.

    Когда же начинать? Кто прав в этом споре, который практически ежедневно возникает в родительских коллективах, на тематических сайтах и форумах в сети? Спросим психолога Благотворительной Организации «Иная» Ольгу Мельницкую.

    Когда ребенок готов учиться?

    Надо понимать, что у детей процесс обучения и познания окружающего мира идет без перерыва, c самого их рождения. Иногда информации бывает слишком много, тогда малыш капризничает и даже плачет.  

    Это родители обычно понимают, и новые впечатления выдают младенцу дозированно. Если же крошке не хватает материала для развития, малыш точно так же может ныть, постоянно дергать взрослых и требовать развлечений.  

    До трех лет дети учатся ходить, говорить, пользоваться горшком, самостоятельно кушать. Они узнают свое место в семье и окружающем мире. Их мозг так стремительно впитывает новые знания и умения, что нагружать ребенка еще и школьной грамотой – просто нет смысла. 

    Хотя многие системы обучения, к примеру, методики Домана или Зайцева, говорят о том, что ребенку нужно показывать буквы и цифры еще с шести месяцев.

    Но в этом возрасте маленькому человеку еще совершенно невозможно догадаться про настоящую пользу этих забавных картинок. Конечно, малыш их запомнит, как и любую информацию, которую ему преподносят регулярно. Но если же перестать это делать, то  двухлетка или трехлетка совершенно забудет все, чему его выучили, найдя себе занятия и развлечения по возрасту.

    А вот к шести-семи годам, когда малыш уже будет понимать, что такое счет и чтение, он гораздо легче и быстрее все это усвоит. Ведь в этом возрасте ему уже будет ясно, как можно практически применить эти знания.

    Почему некоторые дети начинают читать и считать уже в три-четыре года?

    Если родители увлечены ранним развитием ребенка и постоянно занимаются с ним алфавитом и цифрами, то малыш (причем, далеко не каждый) запомнит все, чему его учат.

    Но говорить о том, что он действительно умеет читать и считать, можно будет только тогда, когда кроха абсолютно самостоятельно будет это делать. При этом, уметь не только складывать буквы в слоги и формировать из них слова, а понимать их значение и быть способным рассказать про прочитанное.  

    У некоторых деток к четырем-пяти годам это получается. Но так как все дети имеют свои темпы психического развития и свои возможности и потребности в познании мира, то рассчитывать на то, что занятия обязательно дадут результат, совершенно не стоит.  

    Как правильно заниматься с ребенком?

    Самое главное правило – у крохи должен возникнуть спонтанный интерес к алфавиту и счету. Для этого можно просто подождать шести лет, когда он уже поймет, что мир наполнен информацией, которую можно получить, умея читать.

    Цифрам (в пределах 5-10) ребенок обычно учится самостоятельно, пытаясь понять, сколько ему дали яблок или конфет. Особенно быстро выходит овладеть этим навыком у детей из  многодетных семей. Дело родителей тут – просто подсказывать ребенку и озвучивать количество предметов.

    Специальные карточки, таблицы, кубики оказывают хорошую помощь в обучении. Помогают также игры, в которых нужно найти буквы; картинки с предметами; раскраски и другие методические материалы. 

    Не навязывайте знания насильно, вы можете вызвать отторжение и неприятие к ним. Сам «урок» не должен быть дольше 10-15 минут. Хотя вы сами увидите, как малыш начнет «скучнеть» и терять интерес к занятиям и поймете, что пора прекращать.

    Как понять, что уже можно начинать обучение?

    • Ребенок строит фразы. Так как, если малыш еще плохо говорит или не говорит вовсе, то есть большой шанс, что он может научиться считать при помощи табличек со словами или кубиков, и будет общаться именно так.
    • Ребенок выговаривает все или почти все звуки. Ведь если он не может произнести букву, то и запомнит ее неправильно. Плюс он должен хорошо различать звуки на слух. 
    • Ребенок ориентируется в пространстве. Часто дети, начавшие очень рано писать и читать, еще не владея этим навыком, пишут буквы в зеркальном отражении или даже читают в обратном порядке.
    • Малыш подражает взрослым – берет книгу и делает вид, что читает. Внимательно слушает сказки и даже может рассказать, что услышал. Спрашивает, как называются буквы или что написано в книге или на рекламном щите.

    В итоге все дети рано или поздно овладевают и чтением, и счетом. Дело же родителей – просто облегчить им эту задачу.

    Автор: Наталья Блок

    Facebook Comments
    Анонс