Кризис 3х лет и некоторые его особенности. Мой конспект

Девочки была некоторое время назад на семинаре, посвященному кризису двух-трех лет, узнала много полезной информации и накидала себе конспектик. Вот сейчас хочу тезисно поделиться с вами, может быть кому-то будет интересно.

         Во-первых, для меня было новостью узнать, что кризис этот может начаться в любое время, начиная с двух лет. Он начинается из-за осознания своей личности, своего Я! Тоесть когда у ребенка понятие Я и понятие доченька/сыночек/Ванечка/Манечка и т.д. соединяются в единое целое, и маленький человечек осознает, что он не часть мамы, а отдельная личность,. и что он может хотеть что-то совсем другое, чем то, что его просят/заставляют сделать взрослые. Часто возникает как протест против авторитарности мамы.

         У доченьки, например, я заметила признаки начинающегося кризиса в 2 года 5 месяцев, а за пару недель до этого она начала говорить “Я хочу кушать!”, “Я не хочу одевать эти штаны!” вместо “София хочет кушать!”, “София не хочет одевать эти штаны!”.

         Итак, выделяют 7 особенностей кризиса этого возраста:

  1. Негативизм – “нет, не хочу, не буду”, – действует принцип “как угодно, но только не так”. 
    Тут важно не давить на ребенка, а искать компромисс.
  2. Упрямство – “я так решил!”. Важно не отвечать упрямством на упрямство.
  3. Строптивость – например,“мама, ТЫ покорми меня, ТЫ одень меня” при умении делать это самому. Если это не норма поведения, а единичные просьбы, то стоит их удовлетворить, возможно это от нехватки внимания конкретного человека – того, к кому обращена просьба. Еще этот пункт называют “пойди туда, не знаю куда”.
  4. Своеволие – “Я сам!”. Нужно не делать что-то насильно, а предлагать “тебе помочь?”, если ответ “нет”, то ждать пока прозвучит – “мама помоги”, даже если у малыша что-то не получается или очень торопитесь, старайтесь просто выделять больше времени на одевание/еду/прогулку и т.д.
  5. Бунт, протест. Эта черта поведения возникает как проверка незыблемых правил и устоев – “так, всегда было нельзя лезть туда-то, делать то-то, а вдруг сегодня стало можно?”, “дай-ка проверю сегодня, а вдруг я покричу и станет можно?”, “а вдруг у мамы нельзя, а у бабушки можно?”. Тут нужно четко дать понять, что НЕТ – это НЕТ, НЕЛЬЗЯ – значит НЕЛЬЗЯ никогда и ни с кем. Другой вопрос, что таких “НЕТ” и “НЕЛЬЗЯ” должно быть как можно меньше, только в опасных для здоровья и жизни ребенка случаях. А все, что “можно, но не хотелось бы, или неудобно, или маме лишние хлопоты”, стоит разрешить.
  6. Обесценивание – ребенок может разбить даже любимую игрушку, если он очень зол, он потом будет жалеть о потерянной вещи, но в данный момент не осознает себя, ему просто нужно выплеснуть негатив. В таких случаях желательно взрослым самим направлять негативную энергию малыша в нужное русло, дать физическую разрядку. Например, сказать: “я знаю, что ты очень злишься, давай громко покричим, или постучим, или сильно потопаем, – и тебе станет легче”.
    Нам помогало, когда мы с доченькой прыгали (я брала ее за руки и поднимала-опускала туда-сюда, раза после пятого она начинала прыгать сама и потом улыбалась) или топали ножками.
  7. Деспотизм/ревность – “любите только меня!”, “вот он я такой самый самый!”. Здесь важна любовь, и только любовь. Объясняйте ребенку, что вы его любите всегда, и не смотря ни на что.

Как не нужно поступать:

1)    ругать, шлепать, наказывать;

2)    нарушать четкое “нет”;

3)    сглаживать конфликт любым путем. Тут лучше предотвратить его, переключить внимание сразу, а не уступать потом, когда малыш бьется в истерике, и усваивает закономерность “покричал – уступили”;

4)    приучать ребенка к легким победам. Если что-то не получилось, не бросать, а говорить – давай попробуем еще раз; не хвалить за недоделанную до конца работу;

5)    делать вместо ребенка;

6)    задавать вопросы, предполагающие односложный ответ. Например – “ты хочешь кушать?” – малыш из чувства негативизма ответит “нет”. Лучше спросить “что ты будешь кушать – суп или кашу?”

Как нужно поступать:

1)    создать четкий режим (ритуалы). Ребенок должен знать, что его мир стабилен, что он просыпается, умывается, завтракает, что чистит зубы этой зубной щеткой и кладет ее на место вот сюда и т.д. Это дает ему ощущение покоя и постоянства, что все идет своим чередом, что его мир никуда не денется, а близкие и любимые люди никуда не пропадут;

2)    должна быть четкая и разумная система запретов и ограничений. Повторюсь – нельзя только то, что опасно для жизни, все остальное следует разрешить, даже если это приносит неудобство вам;

3)    нужно обязательно давать право выбора, но важные и сложные решения принимаем сами. Например, “на улице холодно и ты обязательно оденешь свитер. Какой ты хочешь одеть – красный или зеленый?”;

4)    обрисовывать приятные перспективы неприятных дел – мы сейчас делаем вот это, а потом делаем другое, приятное. Например, “сейчас ты убираешь за собой игрушки, а после этого я тебе почитаю/мы порисуем”.

            И еще, у мам/пап/бабушек/дедушек часто возникает вопрос а почему со мной ребенок неуправляемый/укусил/ударил, а с кем-то другим малыш более спокойный и послушный?”. Эта неуправляемость происходит с теми, кому дети доверяют больше всего, кого они не боятся, перед кем не боятся раскрыться. Грубо говоря, с вами деть чувствует себя защищенным, и знает, что в ответ на его агрессию вы ничего плохого ему не сделаете.

         Так что любви вам, дорогие мамочки и терпения в воспитании ваших деток. И помните, кризис скоро пройдет, его нужно просто пережить.

Facebook Comments
Анонс
загальна
СВІТМАМ ЗМІНЮЄТЬСЯ

Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Анонс Анонс Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка

Анонс Анонс Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка