Похвала, как наука

Зміст:

    Похвала обладает свойством наркотика: еще и еще! И если было много, а стало меньше или совсем не стало – возникает состояние лишения, жестокое страдание до депрессии, до нежелания жить.

         Я боялся в детстве наезжавшей дальней родственницы. Степень ее родства определялась как “десятая вода на киселе” и понималась мною буквально: варили кисель, лили одну воду, другую, а ей досталась’ последняя. Остались в памяти тяжелые тепло-влажные руки, их жирная нежность, светло-мутные глаза, в которые, страдая какой-то болезнью, она закапывала, кажется, подсолнечное масло. Кисель навсегда стал бессмысленно-ненавистен. 

        Я ее боялся потому, что она приносила подарки, которые я обязан был с благодарностью принимать, а я не хотел принимать ее подарки, это было необъяснимо… Каким-то гипнозом запихивала она в меня пирожки собственного производства с жареными грибками, похожими на удушенных мышат. И самое страшное: 
        – Ну, иди же сюда, чудо мое золотое, ласковый, сладкий мальчик… А вырос-то как, Цветочек мой шелковый! У, какие у тебя мускулы, геркулес будешь. А реснички – ну прямо как у девочки. Книжки уже читает, стихи сочиняет… Пушкин будешь. Стройненький какой, деревце мое ненаглядненькое… 
        Звали ее, кажется, тетя Липа, и была она, как теперь понимаю, человеком добрым, несчастным. Тайну ее я узнал, подслушав нечаянно разговор взрослых: у нее родился когда-то мальчик, уже не дышавший, а больше детей не было, вот она и любит меня вместо того, мертвенького. 
        …Страх обидеть, вина перед мальчиком, которого не своей волей обязан был заменять, при полной невозможности изменить отношение к киселю… 

    Как не надо хвалить ребёнка

        Похвала обладает свойством наркотика: еще и еще! И если было много, а стало меньше или совсем не стало – возникает состояние лишения, жестокое страдание до депрессии, до нежелания жить. Причина страдания, как правило, не сознается. Это может случиться и с вашим ребенком, если: 
        родился второй ребенок и все внимание и восторги, принадлежавшие раньше ему одному, направляются на новоприбывшего; 
        он перестал быть отличником; 
        вы внезапно решили: хватит ублажать, пора воспитывать… 
        Ребенок может тут же забыть, что его хвалили, но сам факт похвалы никогда не проходит бесследно: наркотик уже попробован. Будет искать ситуации, где можно себя показать только с похвальной, выгодной стороны; начнет подстраиваться под мнения и оценки, будет их вымогать; может развиться кокетство, неискренность, лживость. 
         “Какой у тебя красивый бантик!” “Замечательное платье!” – может быть, и вполне безобидно. А может быть, и первое подталкивание: стать тряпичницей, внушение не самой высокой ориентации. 
         “Какая прелесть, какая умница! Все понимает, исключительные способности! Ну, прочти еще стишок!..” Если вы восторгаетесь рисунками, стихами ребенка или его игрой на музыкальном инструменте, то он может всерьез возмечтать стать художником, поэтом или музыкантом только потому, что его хвалят за это больше, чем за другое. 
        Если хотите навредить человеку, почаще его хвалите в присутствии других. Восторгайтесь, превозносите, ставьте в пример. 
        Так рождается ревность между братьями и сестрами, неприязнь между друзьями. Так и чистейшего достает зависть, сплетня и клевета…

    Похвали: главные “НЕ” 

        Не хвалить за то, что достигнуто не своим трудом. Не подлежат похвале красота ребенка, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант – все природные способности как таковые; и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка, выигрыш в лотерее, везение всяческое. Не хвалить за прирожденное бесстрашие, хвалить только за отвагу-преодоление страха. 
        Внимание: сложный момент! Это правило имеет множество исключений – такое множество, что его, впрочем, как и остальные, нужно рассматривать не как правило, а только как пожелание при прочих равных условиях. 
        Да, что не заработано, что не достигнуто собственными усилиями, за то не хвалить! Но ведь не все могут заработать, и не все зарабатывается. Мама и папа тоже не заработаны, но их хвалить можно. Они имеют полное право хвалить и друг друга, и в присутствии, и в отсутствие ребенка, и сообщить ему наедине о взаимных достоинствах – эффект превосходный. 
        Если есть сомнение: хвалить или нет – хвалить! Но в любом случае, не хвалить больше двух раз за одно и то же, из жалости (тоже сложный момент…), из желания понравиться. 
        Похвала из желания понравиться может оказаться и вполне заслуженной, но примесь корысти внесет неизбежное искажение. Вам необходимо понравиться ребенку, чтобы внушить ему доверие, войти в дружеские отношения? Для пробуждения доверия достаточно интереса, достаточно улыбки, достаточно доброты. 
        Нечего и говорить, сколь низко хвалить ребенка с целью понравиться его маме или папе. “Вот, Васенька у нас молодец. И игрушки убирает, и зубы чистит, и горшок за собой выносит, да, Васенька? А ты, бестолочь, даже пуговицы пришить не можешь…” Похвала за счет другого – это уже психологический разбой. 
        …И вот, после всего сказанного, утверждаем: похвала крайне необходима, похвала крайне нужна. Похвала – витамин души. 
        Кого и когда хвалить больше? В похвале нуждается каждый человек, каждый ребенок. Но у каждого – своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении. И эта норма – всегда в движении, в изменении.

    Автор: Леви Владимир

    Источник:http://uti-puti.com.ua

    Facebook Comments
    Анонс