Сказкотерапия, или Мамино волшебство

Зміст:

    Сказка для ребенка – настоящий праздник. Даже подростки любят, чтобы родители им читали перед сном. Что же говорить о маленьких крохах, для которых все, что рассказывают родители, – незабываемо!.. Но родителям важно знать, что сказка – это не просто увлекательный рассказ. Это один из самых древних и приятных способов психотерапии для малыша. Рассказывая и даже сочиняя вместе с ребенком сказку, можно значительно улучшить его качество жизни и решить многие проблемы.

     Казка

    Сказкотерапия имеет несколько этапов.

    Первый этап – диагностика

    Ведь очень часто мамы сталкиваются с непослушанием, упрямством, страхами, агрессией, застенчивостью или излишней доверчивостью и мягкостью маленького человека. Нередко ребенок капризничает, плачет и даже устраивает показательные истерики чуть ли не на ровном месте. Мамы и папы понимают, что их чадо что-то тревожит, но малыш двух-трех лет еще не в состоянии четко объяснить, что же с ним происходит. А вот если он сочинит (с вашей помощью) истории о постороннем персонаже, то в этом случае можно узнать, что его действительно беспокоит. Ведь в любом случае этот рассказ будет о нем самом.

    Например, ребенок дерется. Тогда вы предлагаете выбрать персонажа – котенка, маленького мальчика, щенка. (Дети от двух до трех лет лучше всего себя отождествляют именно с животными.) Потом помещаете его в сказочный мир. Рассказываете, что щенок всех кусает, и спрашиваете у малыша: почему же он это делает? Ответ может быть самый неожиданный для вас – от «он злой» до «его мама не любит». Задавайте еще вопросы – например, когда же щенок не дерется, что можно сделать, чтобы его мама полюбила, как ему стать добрым. Проявите творческий и разумный подход – и тогда вы поймете, как действовать наяву, чтобы унять агрессивность малыша.

    Второй этап – сама сказка

    Рассказывайте (а сказку лучше всего не читать, а проговаривать) дальше про щенка, который попадает в разные ситуации, как он поступает в них. Старайтесь, чтобы среди этих приключений были и знакомые ребенку обстоятельства, и совсем новые для него. Смотрите на своего кроху и следите за тем, как он реагирует. Предлагайте добавить что-то или даже спрашивайте: «Как тут поступить щенку? А почему так?». Давайте альтернативы – сказка не должна быть очевидна, как ваша очередная лекция на тему «драться, кусаться плохо». Вывод даже самый маленький ребенок должен в итоге сделать сам. Тогда это будет настоящая терапия. Сама ситуация и проблема, которую вы хотите решить, пусть будет зашифрована в сказочных образах, действие переносите в волшебный мир, где возможно все.

    Третий этап – важные выводы

    Стройте свою сказку так, чтобы ваш ребенок смог легко отследить, что делает его персонаж и что из-за этого получается. Возможность и умение отслеживать причинно-следственные связи – очень полезное качество на любом этапе жизни. 🙂 Тут же родителям легко получится удержать внимание и акцентировать его. Например, ребенок должен понять, что хорошего случилось со щенком, когда он перестал кусать всех подряд, и что плохого было, когда он так себя вел. Или научить малыша добиваться своего без деструктивного поведения. Ведь ребенок может не видеть другого пути получить внимание или проявить негодование. А с помощью сказки вы покажете, как можно решать подобные вопросы.

    Но не навязывайте эти выводы сами – ведь ценно только то, к чему человек дошел сам. Дайте возможность подумать ребенку, а при необходимости повторите сказку еще и еще.

    Важно!

    Сказка должна заканчиваться хорошо, быть достаточно короткой, чтобы малыш не устал, хорошо запоминаться и, конечно же, приносить удовольствие и ребенку, и вам!

    Красивого вам волшебства!

     

    Автор: Наталья Блок

    Facebook Comments
    Анонс