Воспитание смелости

Зміст:

    Как правильно поступать, если малыш боится

    Уйдем от страха

    «Ты ведёшь себя, как девчонка», «ну ты и трус», – как часто приходится слышать такие фразы, брошенные в адрес детей! Что же может родиться от этих слов? Неуверенность в себе.

    А ведь это в корне противоречит детской психологии. Маленький ребёнок принимает себя полностью: «Я такой, какой есть, я хороший». Это раннее ощущение очень ценно. Его нужно как можно дольше поддерживать в детях. И тогда человек, уже повзрослев, ничуть не смущаясь, сможет признаться перед людьми в том, что чего-то не умеет. И не побоится насмешек и осуждения.

    Родители, желая развить в своём ребёнке решительность, ставят порой смелые эксперименты: боится воды – бросают в реку, страшится темноты – оставляют одного в тёмной комнате, боится собаки – «а ну-ка, погладь этого пса».

    Кто почувствует себя в этой ситуации смельчаком? А вот трусливым и напуганным – в полной мере. Последствием такого жёсткого воспитательного метода могут стать тяжёлые невротические расстройства.

    Страх возникает независимо от нашей воли, и презирать это чувство – опасно. Оно учит нас осторожности, охраняет от безрассудства. Чувствительность нервной системы – это врождённое качество, которое не поддаётся исправлению. Но это не значит, что робость нельзя побороть.

    Мир детства изобилует способами обмануть страх, дети придумывают собственные ритуалы или заимствуют их у сверстников, как любой детский фольклор, – проходя через тёмный коридор, один говорит считалку, другой палит в игрушечный пистолет, третий громко топает.

    Несмотря на кажущуюся нелепость детских способов борьбы со страхами, они действенны и учат ребёнка управлять собой.

    Вкус успеха

    Дети очень азартны. Но решительность, смелость – это не столько отчаянные поступки, сколько победы над самим собой. И пусть свершения пока ещё малы и даже незаметны для окружающих, но, поверьте, – дотронуться до крапивы, молча вытерпеть анализ крови из пальца, несколько минут просидеть в тёмной комнате – это уже преодоление себя.

    Поэтому цель взрослого – найти, разыскать для ребёнка этот положительный опыт. Ему нужны наши советы, подсказки – поэтому любую проблему пропускаем через себя, через свои ощущения.

    Есть страх боли? Страшно, неприятно, но проведите эксперимент: если направить внимание в самый центр болевых ощущений, то можно почувствовать, как сила боли уменьшается, она начинает дробиться на более мелкие ощущения и теряется в них.

    Тебе больно? Подыши глубоко и часто, сожми кулаки; досчитай до десяти, нарисуй перед глазами что-то приятное, вспомни, как пахнет мамин пирог – всё что угодно, но главное, учись управлять своими мыслями.

    Боишься собак? Значит, давай разберёмся, как вести себя с собаками. Нам понадобятся энциклопедии, книги о животных. Знание лишает страшный объект его устрашающих свойств. Всякому малышу полезно знать, что животные не любят резких движений и громких звуков, они могут обнюхивать, облизывать и прыгать вокруг человека, но в этом нет никакого вреда. Но лучше всего заведите щенка, свою собаку, верную и любящую.

    Есть проблемы в общении с людьми? Но общение – это такой же навык, как и любой другой. Этому учатся и в дошкольном возрасте, и в подростковом.

    Воспитание смелости

    Нас делает сильными внутренняя работа над собой. Трудно на пальцах объяснить ребёнку, что такое сжать волю в кулак, сделать, несмотря ни на что. Он должен самостоятельно ощутить волевой шаг, запомнить свои ощущения и закрепить их как любой навык. Волевой акт – это усилия, которые мы делаем вопреки нашему нехотению. Как научить ребёнка силе воли? Не хочется вставать рано, но нужно и прямо сейчас, не валяться, а чистить зубы, делать зарядку, собираться.

    Смелость – это умение, которое приобретается с опытом. Если за плечами есть хотя бы одна победа, никто уже не сможет назвать себя трусом. Известно, что наше сознание избирательно относится к любому опыту – важное запоминается, а всё остальное теряется в бессознательном. Родители задают эту первичную установку – что важно, а что нет, и в этих координатах ребёнок размещает свой опыт. Проанализируйте, на что вы обращаете внимание своих детей? На ошибки, неудачи или на достижения и победы?

    Наши мысли обладают свойством наращивать нужное нам состояние. Уверенность в себе держится именно за счёт эффективного перераспределения воспоминаний в нашем сознании: положительный опыт – вперёд, негативный – где-то там, на галёрке. При неудаче очень важно усилием воли восстановить нужное нам соотношение сил.

    Поэтому, если вы чувствуете, что решительность у ребёнка пошла на убыль, напомните ему случаи из жизни с положительным опытом: «А помнишь, как мы с тобой кормили собаку, что жила у нас в подъезде?» или «А когда тебе делали анализ крови – ты даже не заплакал!» Поддерживайте ребёнка словами «я в тебя верю».

    Автор: психолог Ярослав Драб

    Facebook Comments
    Анонс