Сказка в жизни ребенка

Сказка – это неизменный атрибут детства. Но важно знать: когда, как и какие сказки читать ребенку.

Знакомство со сказкой можно начинать уже с самого раннего возраста. Некоторые психологи утверждают, что малыши до двух лет еще не могут правильно понять события, описываемые в сказке, и, соответственно, не имеет смысла их читать им в этом возрасте. Однако чтение, в том числе и сказок, до двух лет способствует формированию речи ребенка, а также любви к книге и чтению. Безусловно, начинать читать лучше потешки и коротенькие стишки о животных и природе. Дальше – выбирать короткие сказки в стихотворной форме.

В возрасте от 2 до 4 лет читайте короткие сказки с одним или двумя событиями, но которые линейно развиваются. Главные герои этих сказок – животные.

Сказка поможет развитию ребенка. Читать сказку малышу нужно не обычным монотонным голосом, надеясь, что ему и так все понятно и интересно. Обязательно необходимо интонировать, говорить разными голосами, добавлять движения (например, коза бодается и т.д.) и использовать игрушки.

Превратите чтение в семейный ритуал, например, чтение перед сном. Но помните, что на ночь нельзя читать сказку с неприятным концом или драматическими событиями. Ребенок может заснуть в любой момент, так и не дослушав ее до конца. А эти неприятные события могут очень сильно повлиять на его психику и восприятие мира.

Если ребенок заснул, так и не дослушав сказку до конца, в следующий раз вам придется начинать с самого начала, так как дети до 4 лет еще не могут удерживать в памяти разные эпизоды одной истории.

Не бойтесь читать одну и ту же сказку много раз. Малыши просто обожают повторения. Это дает им ощущение комфорта и защищенности, так как они могут предугадать продолжение событий. Дети после 4 лет уже меньше останавливаются на одном произведении, хотя иногда и просят почитать им одно и то же несколько раз, чтобы лучше разобраться и запомнить события.

Не бойтесь брать новую сказку с, как вам кажется, сложной лексикой. Во-первых, ваш малыш понимает намного больше, чем вы думаете. А во-вторых, это поможет в расширении словарного запаса ребенка.

Важно понимать, что читая сказки, нужно не просто их прочитывать. Для начала поговорите с ребенком о какой-то близкой ситуации, покажите героев на картинке. Потом прочтите сказку, останавливаясь, чтобы показать какие-то эпизоды на картинке или проиграть их. Возможно, нужно остановиться и обсудить что-то. После прочтения крайне важно сделать вывод, который ребенок будет использовать в дальнейшем в жизни.

Для старших детей можно использовать нестандартные подходы, читая сказку: перепутывание сказочных сюжетов и героев, изменение характера героя, изменение места и времени событий, изменение концовки, составление сказки по схеме. Такие игры помогут развитию воображения и творческих способностей детей. Они учатся избегать стереотипов и заранее известных путей, дети активно ищут нестандартные решения в жизненных ситуациях.

Также можно предложить ребенку заглянуть в прошлое или будущее героев, рассказать, что происходило ранее с тем или иным персонажем и что могло бы случиться дальше. Например, рассказать, что будет с Репкой, когда ее наконец-то вытянут. Фантазируя, ребенок учится не только анализировать описанные события, но и предвидеть последствия конкретных действий и поступков.

Можно предложить ребенку помочь главному герою в его приключениях, но не привлекая к этому других персонажей. 

Сказка имеет большое значение для развития личности ребенка, а именно:

  • способствует развитию памяти, внимания и мышления,
  • развивает воображение и творческие способности,
  • способствует развитию речи малыша,
  • позволяет ребенку освоить социальные нормы и моральные ценности,
  • открывает ребенку суть человеческих взаимоотношений и чувств: доброты, уважения, сострадания, дружбы, справедливости, отзывчивости и взаимопонимания,
  • дает возможность ребенку лучше разобраться в своих чувствах и эмоциях, а иногда и прожить свою жизненную ситуацию вместе с героем,
  • развивает кругозор ребенка.

Читайте сказки вместе и с удовольствием!

Автор: детский и семейный психолог, кандидат психологических наук Ирина Губеладзе

Facebook Comments
Анонс
загальна
СВІТМАМ ЗМІНЮЄТЬСЯ

Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Анонс Анонс Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка

Анонс Анонс Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка