Эмоции в младенческом возрасте

Зміст:
    Rate this post

    Когда появляются первые эмоции у малыша? С самого рождения!

    О первых эмоциях человека можно говорить уже при его рождении. Это, как правило, негативные переживания, которые связанны с физиологическими причинами.

    В первые недели жизни

    у младенца можно наблюдать очень разные выражения лица, которые очень сильно напоминают нам мимику взрослых в тех или иных ситуациях. Причем, ребенок меняет эти выражения с такой скоростью, что вряд ли бы его эмоции могли меняться в таком же темпе.

    Из-за того, что малыш еще не владеет речью, мы не можем наверняка сказать, испытывает ли он боль или страх. Чаще всего такие изменения демонстрирует выражение лица ребенка. Фактически с помощью крика, плача младенец сообщает взрослому о каких-то отрицательных эмоциях или физиологических потребностях. Это своего рода способ общения с миром. 

    Эмоции, которые вызывает одна и та же ситуация, могут быть разными в разном возрасте, так как малыш начинает по-другому интерпретировать происходящие вокруг него события.

    Со временем период бодрствования постепенно увеличивается, и в то же время уменьшается число отрицательных эмоций. У новорожденного преобладает более или менее спокойное состояние.

    К 3 месяцам

    эмоциональные состояния малыша более импульсивны, они часто меняются и не всегда оправданы. Кроха уже может улыбаться, вокализировать, двигаться, таким образом проявляя свои положительные эмоции. Такие реакции называются «комплексом оживления» и являются реакцией на эмоциональное обращение взрослого, на игрушку, пение, музыкальные мелодии.

    В этом возрасте малыш привлекает и удерживает внимание близких взрослых отдельными эмоциональными реакциями, например, улыбкой, гулением, движениями, хныканьем, криком.

    Отрицательные эмоции могут возникать, если прекращается общение с мамой, внезапно исчезает игрушка, происходят резкие изменения окружающей среды (температура воздуха, болевые ощущения, ограничение движений). Малыш может вздрагивать или ненадолго замирать при внезапных резких звуках.

    Такие эмоциональные реакции, как удивление и грусть, появляются к 4-му месяцу жизни.

    С 3-х месяцев малыш уже улыбается как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и на различную мимику взрослого.

    Но уже к 6 месяцам

    кроха отличает интонации голоса взрослого. Он улыбается на ласковый голос, и хмурится, когда слышит строгий голос взрослого.  Малыш может пугаться внезапных громких звуков.

    Полугодовалый ребенок радуется при появлении близкого человека и рад возможности пообщаться с ним. Он выражает эмоциональное предпочтение, например радость при появлении любимой игрушки, улыбается и тянет ручки к ней.

    Все чаще малыш проявляет эмоционально-избирательное отношение ко всему, что его окружает. Он выбирает предметы по цвету, величине, форме, фактуре, проявляя различные эмоциональные реакции (положительные и отрицательные, различные по длительности и периодичности).

    При виде незнакомого человека, или оказавшись в новой обстановке, полугодовалый малыш может насторожиться, проявить смущение и испуг. Если у него появились неприятные ощущения, он будет морщиться, крутиться и хныкать.

    Страх и гнев ребенок способен ощутить и проявить не раньше 5-7 месяцев.

    В 6-8 месяцев

    проявляется стыд и робость. В этом возрасте малыш отлично копирует эмоции, мимику лица и голосовые интонации других людей. Он смеется, визжит, копируя поведение значимых близких при непосредственном общении.

    К 9 месяцам

    малыш уже спокойно и заинтересовано играет с игрушками, отдавая предпочтение некоторым из них. Он искренне радуется веселым играм со взрослым.

    Чтобы привлечь внимание и попроситься на руки, использует улыбку или хныканье. В зависимости от того, на что родители чаще реагируют, что быстрее дает желаемый результат (улыбка или нытье), то и будет чаще всего использовать ребенок для достижения своих целей, даже когда научится говорить.

    В этом возрасте ребенок уже способен различать и соответственно реагировать на разную мимику и интонацию взрослого. Например, улыбка взрослого вызывает радость, непривычные гримасы – слезы и испуг.

    При виде незнакомого взрослого, если не получается выполнить «действие», ребенок может плакать, отползать, проявлять обиду и т.д.  Выражает недовольство, если не может сам поменять позу. 

    В эмоциональном арсенале 9-месячного малыша уже есть разнообразные выражения лица для разных ситуаций: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

    К 12 месяцам

    малыш уже может узнавать по фотографии близкого человека и радоваться ему. Также его приводят в восторг заводные и . Особенно он радуется, когда удается самостоятельно извлечь звук или корректно использовать игрушку. Слушая музыку и песенки, он спокойно прислушивается, улыбается, может подпрыгивать и подпевать.

    Ближе к году ребенок начинает активно ползать и ходить, и все чаще в речи родителей появляется слово «Нельзя!». Часто малыш обижается и выражает свое недовольство, услышав это слово. Он расстраивается, услышав резкий тон взрослого или если не получается выполнить желаемое действие. В затруднительных и незнакомых ситуациях малыш вопросительно смотрит на взрослого.

    Малыш все также активно подражает мимике, смеху жестам и игровым движениям взрослых и сверстников. Особый интерес проявляет к другим детям. Проявляет интерес к картинкам в книжках. Он эмоционально по-разному относится к окружающим людям, игрушкам, предметам (стремится приблизиться, спокоен, улыбается или отвергает, отстраняется).

    Помните, что в атмосфере родительской любви и чуткости вырастает жизнерадостный и активный ребенок. Его эмоциональные проявления будут яркими и разнообразными, а переживания – глубокими и полными. А частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. 

    Желаю вам яркого и эмоционально положительного общения с вашими детьми!

    Автор: семейный и детский психолог, кандидат психологических наук Ирина Губеладзе

    Facebook Comments
    Анонс