Развод в Ливане. Опека над детьми

Развод родителей в Ливане имеет для ребёнка те же психологические последствия, что и в Европе. Мужчины и женщины имеют разные права в вопросах развода.

В Ливане, согласно мусульманских законов, невозможно усыновление и передача ребёнку нового имени в случае создания новой семьи.

Многие из христианских судов не позволяют развод, в то время как те, которые разрешают, делают это только при указанных условиях. Эти условия обычно требуют доказательства супружеской измены. Греческое Ортодоксальное законодательство, например, объявляет, что развод представится только при условиях, в которых муж может доказать в суде, что:

– его жена не была девственницей, когда он женился на ней;

– она прервала беременность преднамеренно (или противозачаточными методами или посредством фактического аборта);

– не повиновалась ему и покинула дом, чтобы посетить друзей без его разрешения или уведомления;

– отказалась жить в доме мужа.

Коран, допуская развод, квалифицирует его как самую крайнюю возможность. Развод в арабском мире – мужское право. Мужчина может не обосновывать причин развода, просто объявить жене, что она разведена. Но при этом он должен автоматически заплатить жене всё, что ей должен: махр (калым), садак – оговорённую до свадьбы сумму (договорную компенсацию), чтобы она могла жить после развода, и разводиться тактично, не порочить и не позорить её. Развод в Ливане до недавнего времени был исключительной прерогативой мужчины. Получение женщинами возможности развестись с мужем возымело весьма существенные социально-психологические последствия.

Мужчина в суннитских и шиитских общинах имеет право развестись со своей женой без ее согласия и без обращения в суд; более того, он вправе поручить другому лицу развести его с женой.

Различают два следующих вида разводов: во-первых, однократный развод (временный), при котором брачный союз расторгается по истечении периода возможной беременности (этот период известен под названием “идда”) и во время которого муж может вновь возобновить брачные отношения со своей женой; во-вторых,  троекратный развод  при котором брачный союз расторгается окончательно. После троекратного развода муж может возобновить брачные отношения со своей бывшей женой лишь после того, как она побывала замужем за другим мужчиной.

В дополнение к этому, женщина  вправе расторгнуть брак посредством процедуры, когда муж по ее просьбе дает согласие на расторжение брачного союза в обмен на выплату суммы махра или возвращения подарка, который считался махром.

В друзской общине брачный союз может быть расторгнут лишь на основании решения судьи. В случае если муж требует развода, даже не сославшись на положения шариатского права, судья будет вынужден дать согласие на развод, однако одновременно с этим принимается решение о возмещении жене морального и материального ущерба, а также о выплате отсроченного приданого. После вынесения решения о расторжении брака разведенная женщина ни когда не сможет вновь выйти замуж за своего бывшего мужа. В некоторых случаях жена может потребовать дать ей развод, и по взаимному согласию супруги вправе в присутствии двух свидетелей и судьи признать брак недействительным; после чего судья выносит решение, подтверждающее недействительность их брака.

В католических общинах не допускается расторжение брака, однако в ряде случаев разрешается признание брака недействительным или раздельное проживание супругов. Раздельное проживание супругов подразумевает прекращение совместного проживания, но сохранение семейных связей.

В отличие от католической общины, возможность развода в других религиозных общинах допускается, однако действующие в этой области положения в различных общинах отличаются. В православных и евангелических общинах существует возможность признания недействительности брака по взаимному согласию супругов, в обоснование своей просьбы любой из супругов может назвать любую причину, например, переход супруга в иную религию. Основанием для требования о разводе может явиться обвинение в супружеской неверности, однако в некоторых общинах между мужчиной и женщиной не существует равенства в том, что касается поводов, дающих мужчине возможность требовать развода в связи с супружеской неверностью. С правовой точки зрения не существует значимого различия между признания брака недействительным и разводом в том, что касается последствий и результатов обоих актов.

Вместе с тем во всех случаях, когда брачный союз распадается без вмешательства какой бы то ни было третьей стороны, суд обязан удостовериться в распаде брачного союза, поскольку в соответствии с действующими в Ливане нормами гражданского судопроизводства расторжение брака может быть признано лишь судом, который обязан проверить действительность факта распада брачного союза.

В различных религиозных общинах Ливана вопросы принятия решения о выплате алиментов и определении суммы алиментов находятся в ведении обычных и шариатских судов.

В Ливане органы церковной власти не наделены процессуальными полномочиями и по этой причине вынесенные ими и подлежащие исполнению решения и постановления о выплате алиментов должны передаваться для исполнения соответствующим исполнительным гражданским органам; церковные власти не вправе приостанавливать ход исполнения решений и постановлений, если только не будут приняты решения и постановления об их отмене. Во всех религиозных общинах решения о выплате алиментов сопровождаются обязательными исполнительными мерами; поскольку жене предоставлено право требовать наложения охранительного и исполнительного ареста на имущество своего мужа, кроме того, она вправе обратиться с требованием об аресте мужа, не желающего платить алименты.

Развод для женщины в арабском мире – это нечто катастрофическое. Окружающие смотрят на разведённую женщину, как виновную, потому что развод остаётся привилегией мужчины. Раз он осуществил развод, значит, она не оказалась достойной быть его женой. Поскольку большинство женщин не работает, в случае развода они не могут жить ни с кем, кроме родителей. Для родственников возникает материальная проблема. Разведённую женщину также обычно подозревают во внебрачной половой жизни.

Женщина, вышедшая замуж в соответствии с мусульманскими законами, может потратить годы на получение судебного разрешения на развод, если она хочет получить развод без согласия мужа. С другой стороны, в соответствии с теми же самыми законами, мусульманский мужчина может развестись со своей женой легко, устно, сказав своей жене «ты разведена» и не утруждая себя в обеспечении любых причин неповиновения или вины жены.

Однако необходимо отметить, что семьи часто пытаются решить споры и разногласия, прибегая к советам членов семьи с обеих сторон, по неофициальным каналам, прежде чем выносить решение проблемы в суд и действовать по нормам общего права. Для суннитов и шиитов такая стратегия разрешения семейных споров является общепринятой практикой.

Религиозные суды суннитов и шиитов даже выдают мандат посредничества на определенный период, требуя, чтобы истцы попробовали, через родственников и друзей, решили конфликт или достигли приемлемого компромисса. Только после того, как все эти процедуры исчерпаны, религиозный судья оглашает свое решение. Такой процесс правосудия часто приносит пользу женщинам, которые могут получить помощь от своих родственников, но в некоторых случаях данный факт влечет за собой определенные неудобства, если конфликт в семье женщины происходит от членов ее семьи или если она неспособна искать помощь извне в результате отсутствия своей семьи.

Потеря матерью права на осуществление опеки над ребенком

Согласно действующему законодательству Ливана, а именно Закону о личном статусе, в случае развода супругов дети передаются под опеку отца. Получается, что выходя замуж, женщины должны знать, что по законодательству Ливана в случае развода суд оставит детей отцу и они будут жить в его семье. Свидетельство женщины, с юридической точки зрения, будет равно только половине свидетельства отца. Обычно такие решения принимаются с учетом интересов детей. Так как суд рассматривает, кто из родителей может дать ребенку лучшие условия проживания, обучения и т.д. Понятно, что в большинстве случаев – это отец.

Принимая к сведению практику перехода права опеки от матери к отцу, в большинстве христианских общин, а также и в шиитской общине считают, что ПРАВО ОПЕКИ ПЕРЕДАЕТСЯ ОТЦУ, ТАК КАК ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УСТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И СНОВО ВЫЙТИ ЗАМУЖ. А замужество матери является одной из причин, в силу которых она теряет право на опеку. В новом законе греческой православной общины сказано, что замужество матери может нанести ущерб интересам ребенка.

Бывают исключения. Но такие процессы выигрывают только те женщины, которые имеют местное гражданство, хорошую профессию или солидную недвижимость, прекрасно владеют языком страны проживания.

Поэтому в Ливане достаточно часто возникают ситуации в которых женатые на иностранках ливанцы, не желавшие подчиняться законам иностранных государств, предоставляющим матери право опеки над ребенком, принимали решение о возвращении с детьми в Ливан, предварительно не проинформировав об этом жену и не получив ее согласие.

С учетом того, что при заключении смешанных браков нередко возникают определенные сложности по определению права опеки над ребенком. В случае развода супругов Ливанское государство заключило двусторонние соглашения с рядом иностранных государств для урегулирования подобных ситуаций, предусматривающее создание смешанной комиссии по вопросам сотрудничества для разрешения по взаимному согласию вопросов прав ребенка, права получения опеки над ребенком и посещения ребенка, в особенности, когда речь шла о детях, имеющих гражданство одной из двух договаривающихся сторон или проживающих на территории одной из двух договаривающихся сторон.

Подобные соглашения были заключены с США (2004), Италией (2004), Швейцарией (2006). В указанных соглашениях содержатся положения о законодательном закреплении принципа равноправия родителей, которые являются позитивным шагом на пути изменения действующего в Ливане законодательства о личном статусе.

Важно помнить, что с Украиной подобного соглашения не было заключено, а это означает, что после развода на территории Ливана, украинка не имеет права опеки над своим ребенком, рожденном в браке с ливанцем. Кроме того, она не имеет права вывезти ребенка за пределы страны.

Так же необходимо принять к сведению, что даже если развод был проведен на территории Украины, и после развода женщина решила навестить бывшего мужа и своих ливанских родственников вместе с ребенком, у ливанских родственников будут все права и основания оставить ребенка у себя и недопустить вывоза ребенка за пределы Ливана.

Закон о личном статусе с положениями в котором все совместно нажитое имущество и дети при разводе отходят отцу уже оговаривается комитетом ливанских женщин в парламенте. Однако перспективы его быстрого согласования и принятия довольно туманны, принимая во внимание позиции религиозных общин.

Автор – Nana Mekahal

Продолжение следует.

Facebook Comments
Анонс
загальна
СВІТМАМ ЗМІНЮЄТЬСЯ

Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Анонс Анонс Педагогический прикорм: плюсы и минусы

Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка

Анонс Анонс Как зарегистрировать новорожденного и оформить одноразовую помощь при рождении ребенка