Вопросы семьи и брака в Ливанском обществе

Зміст:

    Бейрут смело можно назвать городом интернациональных браков. Жен-иностранок там достаточно много: француженки, бельгийки, англичанки, немки, итальянки, американки, представительницы стран СНГ. При всей популярности таких браков стоит подчеркнуть, что ливанское общество не поощряет браки с иностранками, так как среди интернациональных браков довольно высокий процент разводов из-за нежелания иностранной жены воспитывать детей в религии отца, адаптации национальной психологии, разный культурный и социальный опыт, трудности связанные с овладением языком, религиозные противоречия, различные ожидания от партнера, разные социальные установки в воспитании детей и т. п. 

    Чаще всего иностранки работают в культурной, туристической и спортивной сферах. Они хозяйки туристических агентств, преподаватели танцев, живописи, игры на фортепиано, дизайна, тренеры по художественной гимнастике, плаванию. Даже если не складывается семейная жизнь, такие женщины способны самостоятельно и полноценно жить в Ливане.

    Интернациональность браков в Бейруте, совсем не означает, что местные красавицы остались за бортом семейного счастья. Принятый или минимальный возраст брака различен, но суды всех конфессий Ливана едины во мнении о том, что этот возраст должен отличаться для мужчин и женщин. Друзы считают, что минимальный возраст для брака для мужчин 18 лет, а для женщин 17 лет (с абсолютным минимумом 16 лет для мужчин и 15 лет для женщин, в исключительных случаях только с официальным разрешением суда).

    Небольшая часть моей ливанской семьи

    У Восточных католиков Закон указывает, что минимальный возраст для брака 16 лет для мужчин и 14 лет для женщин.

    Минимальный возраст для брака у шиитов – половая зрелость.

    Современная ливанская молодежь уделяет огромное внимание обучению и последующему устройству на работу. В арабском мире существуют традиционные представления о том, каковыми должны быть экономические условия, чтобы можно было заводить свою семью. У мужчины должен быть удобный и просторный дом, а в доме все необходимое для жизни. Мужчина должен быть готов к тому, чтобы обеспечивать полностью свою семью, предоставить ей необходимый уровень благополучия, иметь достаточно средств для воспитания и развития детей. Обязательным требованием  к жениху является наличие автомобиля.

    Отношение к браку в современном Ливане строится на основе двух тенденций: современного европейского влияния и мусульманских традиций. Сейчас женщины выходят на работу и становятся свободными и независимыми материально и социально, но в силу экономических причин становится невероятно трудно завести семью. Сегодня современные ливанки из семей со средним и выше прожиточным уровнем все чаще выходят замуж после 22 лет. Они больше внимания уделяют вопросам образования и карьеры, чем раньше. Однако уже начинают намечаться тенденции, когда большинство молодых людей не имеет возможности жениться в сроки наиболее приемлемые общественными установками – около 22 лет. Все чаще мужчины заводят семьи в 30 – 35, и иногда даже в 40 лет.

    Двоюродные братья моего мужа Надер и Самер, Бейрут

    Официальные данные подтверждают, что увеличился также средний возраст вступающих в брак женщин. Если основываться на данных проведенного в Ливане (в 2004 году) исследования по проблемам охраны здоровья семьи, средний возраст вступающих под венец составлял 28,8 года у женщин и 32,8 года — у мужчин; при этом во всех регионах Ливана возраст заключения первого брака имеет тенденцию к повышению.

    Ливанские семьи имеют свои специфические черты, что отличает их от арабских, с одной стороны, и от европейских семей с другой. Религиозные установки влияют на то, как складываются брачные отношения.

    В Ливанском обществе не одобряется секс до брака как у мусульман так и у христиан. Допустимость внебрачных половых отношений полностью исключены:
    это грех, который должен быть наказуем. Незамужние женщины и неженатые мужчины не имеют права жить половой жизнью, половая жизнь возможна только в браке. Исходя из вышесказанного, законодательно и формально не существует такого распространенного в Украине понятия как «гражданский брак». Гражданский брак в Ливане официально не признан. Однако в соответствии с ливанским законодательством признается законным гражданский брак, заключенный ливанскими гражданами заграницей. Конечно же, есть молодые люди, которые не соблюдают положения своей религии, но таких достаточно мало и они очень тщательно скрывают свои действия от окружающих.

    В тоже время сожительство между парами, живущими в гражданском браке, является другой увеличивающейся тенденцией среди молодого поколения. Социальное восприятие такого поведения очень ограничено, и пока имеет распространение большей частью в Бейруте. Те же, кто не проживают в либеральном Бейруте и не могут совладать со своими чувствами, едут работать на соседний Кипр и живут там в гражданском браке.

    Проект легализации гражданского брака уже несколько раз подавался на рассмотрение в Ливанский парламент, однако блокировался депутатами от религиозных общин, так как противоречит верованиям и убеждениям их представителей.

    Для ливанцев честь семьи значит очень многое. Для девушки позор прелюбодеяния на ее репутации равносилен смертному приговору. Такой девушке не стоит и мечтать о достойной паре и удачном замужестве.

    Как много девушек хороших

    Женщины имеют право приобретать или арендовать жилье и право выбрать свое место жительства. Традиционно молодые люди, и мужчины, и женщины живут с их родителями, пока они не женаты. Но с ежегодно возрастающей численностью студентов, переезжающих в Бейрут, чтобы поступить в университет или попасть на работу, число одиноких неженатых мужчин и женщин, которые арендуют собственное жилье, увеличилось. Сыновьям легче убедить своих родителей в необходимости аренды квартиры, девушкам это делать намного сложнее.

    На законодательном уровне не существует никаких ограничений на право и способность женщины арендовать или купить жилье в крупных городах. Однако некоторые владельцы не хотят сдавать в аренду свое жилье парам, живущим в гражданском браке или незамужним женщинам. В первую очередь это связано с религиозными убеждениями и нормами общественной морали. По этой же причине в Бейруте наметилась и иная тенденция – девушек или женщин, самостоятельно арендующих квартиры, не спешат звать замуж, в виду их возможной неблагонадежности с точки зрения общественной морали.

    Особенности семейного законодательства

    Характерной особенностью ливанского общества в вопросах личного статуса и семьи является безусловное подчинение принятым в их религиозных общинах законам и обычаям. Эта особенность связанна с тем, что социальные принципы, лежащие в основе политической, административной и законодательной систем Ливана, характеризуются большой неоднородностью, корни которой кроются в различиях, свойственных многочисленным религиозным общинам. Именно поэтому в ливанском законодательстве не существует единого закона о личном статусе. Ливанские граждане попадают под действие законов и находятся под юрисдикцией судов в зависимости от принадлежности к религиозной конфессии.

    В Конституции говорится о принадлежности граждан Ливана к различным религиозным общинам и признается право каждой из общин на самостоятельное ведение деятельности и реализацию исключительного права принимать законы и организовывать работу своих судебных органов по вопросам личного статуса. Указанная статья также гарантирует свободу вероисповедания и свободу религиозных обычаев. Семейные законы каждой конфессии базируются на религиозных положениях, имеют свои собственные судебные органы и свое законодательство.

    В соответствии с законодательством о личном статусе христианских общин принадлежность к другой религии является препятствием для вступления в брак как для мужчины, так и для женщины. Что касается православных общин (за исключением греческой православной общины), то в них существует обязательное требование, чтобы неправославный христианин принял православие. Только в греческой православной общине женщине-христианке неправославного толка позволяется придерживаться своей религии после вступления в брак.

    Если двое ливанцев, принадлежащих к разным религиозным конфессиям (не мусульмане), хотят связать свое будущее в едином союзе, каждый из них должен следовать положениям различной судебной и законодательной процедуре.

    Поэтому в таких союзах, как правило, одну сторону (чаще всего это женщина) склоняют принять веру другой стороны или при желании сохранить свою веру оформить брачное свидетельство за пределами страны. Чаще всего ливанцы разных верований едут жениться на соседний остров Кипр или в Грецию. По возвращению, пара должна будет достигнуть консенсуса относительно семейного законодательства, которое они выбирают для разрешения семейных споров, развода, вопросов наследования имущества их детьми. Если пара не достигнет консенсуса, проблемы разрешаются по законодательству страны, в которой был заключен брак.

    Ислам разрешает мужчине брать в жены женщин, которые являются мусульманками, христианками или еврейками, но не атеистками. Вне зависимости от вероубеждений женщины, такой брак заключается и расторгается только по законам шариата. В таком браке от женщины не требуется принятия веры мужа, но ее переход в Ислам приветствуется, а мужу рекомендуется обогащать знания жены по Исламу, способствовать ее принятию Ислама для того, чтобы дети воспитывались и росли в одной системе ценностей.

    В друзской общине принадлежность к другой религии является одной из причин, препятствующих бракосочетанию: вплоть до достижения 21-летнего возраста женщина должна получить у уполномоченного лица разрешение на вступление в брак.

    Для заключения брака в Ливне требуется согласие обеих сторон и их попечителей. После 18-летия молодые могут жениться без одобрения попечителей.

    Для заключения брака необходимо произнести устное согласие о вступлении в брак, поставить подписи вступающих в брак, их попечителей (обычно для женщины, если у нее нет отца) и свидетелей. Пара может заключить брачный контракт. Мусульмане всегда подписывают брачный контракт, который оговаривает денежное вознаграждение невесте от жениха, права жены на работу вне дома, разделение имущества при разводе, попечительство. По закону муж не имеет права запрещать жене работать, однако некоторые христианские суды в Ливане оговаривают, что муж имеет право одобрить или не одобрить решение жены на работу. Однако ливанцы предпочитают, чтоб обеспечением семьи занимался мужчина, некоторые ливанские мужчины считают унизительным для себя тот факт, что его жена должна работать, чтобы прокормить семью.

    Говоря о положении женщины в ливанском обществе, хотелось бы подчеркнуть, что определенные законы Ливана фактически предоставляют преимущество женщинам. Законы, применяемые в мусульманских судах, ясно заявляют, что собственность женщины и доход – является ее собственностью, и она не обязана тратить их на домашнее хозяйство или семью.

    Законы, применяемые в христианских судах, указывают, что прямой обязанностью матери является задача по заботе и уходу за ребенком. Например, армянский Ортодоксальный суд указывает, что “у матери есть обязательство нянчить ее ребенка с момента его рождения и до двух лет”. Мусульманские суды в Ливане, с другой стороны, признают, что это – привилегия, и мать наделена правом на компенсацию или плату за эти услуги от отца.

    Регистрация документов о личном статусе

    В Ливане нет такого понятия как ЗАГС, вместо них существуют офисы управления вопросами личного статус граждан. Заключением и расторжением браков занимаются суды. В соответствии с Законом от 7 декабря 1951 года (с последующими поправками и изменениями) документы о личном статусе подлежат обязательной регистрации.

    В соответствии со статьей 22 этого закона в течение одного месяца после вступления в брак муж обязан представить в управление по вопросам личного статуса свидетельство о браке, которое должно быть заверено присутствовавшим при заключении брачного контракта духовным наставником и подписано шейхом, и двумя свидетелями. Если муж не сделал этого, то свидетельство о браке может представить жена, если и она не сделала этого, то для регистрации документов достаточно представить в управление по вопросам статистики и личным делам письменное свидетельство, подготовленное присутствовавшим при заключении брачного контракта духовным наставником. Если при этом были нарушены чьи-то права, данное лицо сохраняет за собой право обратиться в суд. Несоблюдение сроков регистрации брака наказывается штрафом. Аналогичные нормы применяются и к процедурам регистрации расторжения брака и признания брака недействительным.

    Автор – Nana Mekahal

    Продолжение следует.

    Facebook Comments
    Анонс