Ребенок устраивает истерики: рекомендации и советы психолога

Таких детей называют «трудными», «взрывными», «очень эмоциональными», «неуравновешенными». Родители считают их черствыми и упрямыми. Эти малыши испытывают особые трудности в новой обстановке, при выполнении новой деятельности, при воздействии даже незначительного стрессового фактора. Сами дети ничего не могут с этим поделать. Но что же делать родителям?

Довольно часто мы встречаем нервных детей с возбудимой нервной системой. У них повышена внушаемость, отмечается слабость тормозных процессов, есть проблемы со вниманием и работоспособностью. Такие дети нередко нарушают общепринятые нормы поведения, дисциплину.

Данный синдром называется диссоциативным, а раньше это называли истерическим расстройством. Патологические реакции диссоциативного типа почти всегда возникают в связи с конфликтной ситуацией (неудовлетворенность потребности, противоречия между желаниями и возможностям, невозможность занять желаемое место в семье).

Что делать родителям?

Представьте шкалу «стресс-метра» от 1 до 10. Предположим, что те состояния, которые может испытывать обычный ребенок (например, в связи с физическим дискомфортом, расстройством из-за неудачного выполнения какого-либо задания, острого желания что-то получить немедленно), регистрируются в диапазоне «5-7».

А ребенок, склонный к истерическим реакциям, будет давать значения «8-10» ( «красная зона» ). Такой ребенок будет кричать, будет невосприимчив к доводам, иррационален и абсолютно вне контроля. Сердиться на ребенка в «красной зоне» все равно, что подбрасывать поленья в костер.

Популярный совет о необходимости придерживаться точного распорядка дня для таких детей работает, но не в полной мере. Действительно, таким образом можно снизить влияние возможных стрессоров на ребенка. Однако один лишь режим не обучит малыша самоконтролю.

Только эмоциональная «тренировка» будет иметь долгосрочное влияние. Не следует считать, при этом, что достаточно только работы медицинского психолога. Когда ребенок возвращается домой к самым близким и любящим его людям (родителям), которые раздражены, злятся или осуждают его, то вряд ли он сможет запомнить и применить методы успокоения и совладающего поведения.

Прежде всего, следует отталкиваться от принципа «не навреди». Это означает, что родители должны быть спокойны и хорошо подумать прежде, чем что-либо сказать и вступить в эмоциональный контакт со своим чувствительным ребенком.

Раздраженный родительский тон или гнев в голосе может ввести ребенка в состояние тревожного беспокойства, усиливая истерические проявления.

Дети всегда знают, что их родители думают о них. Чувствительные дети могут уловить даже незначительные негативные мысли, и их эмоциональное состояние будет только ухудшаться, если их родители думают: «О, нет, вот сейчас он опять закатит…», «У меня нет времени для этих  нелепостей…», «Ну почему ты не такой, как другие дети…».

Еще раз подчеркнем, что задача родителей, прежде всего – стремиться достичь собственного уравновешенного состояния, взаимодействуя с детьми, склонными к истерическим реакциям.

Полезные рекомендации:

  1. Будьте добрее и пытайтесь понять, что испытывает ваш ребенок. Скажите себе: «Он делает все, что может, учитывая его эмоциональное состояние. Он не виноват в том, что у него такой темперамент». Ведь никому не придет в голову обвинять ребенка, больного астмой или сахарным диабетом в том, что он специально выдумывает симптомы? Сострадание приведет к более быстрому выходу из истерической вспышки вашего ребенка.
  2. Повторяйте и слушайте. В то время, как вы сидите и слушаете своего ребенка, попробуйте повторить то, что он только что говорил вам. Не переубеждайте. Покажите ему, что слушаете внимательно. Говорите медленно и тихо.
  3. Хотя вам и не терпится скорее закончить истерическую реакцию ребенка, помните, что данное невротическое проявление всегда имеет свой пик и свой спад. Цель родителей – не сделать хуже, критикуя, крича, споря с ребенком, тем самым способствуя еще большей стимуляции истерики.
  4. Только если никакие другие подходы к ребенку для его успокоения не сработали, вы можете выполнить его требования. При этом надо подчеркнуть, что вам неприятен конфликт, но вы готовы обсудить его, как только ребенок успокоится. В любом случае, как бы громко он не требовал чего-либо, всегда на поводу идти нельзя.
  5. Помните старую поговорку: «Единственный человек, которого вы можете контролировать, это вы сами». Так как вы, вероятно, расстроены поведением вашего ребенка, сами станьте для него образцом для подражания. Используйте, например, дыхательные упражнения для релаксации. Медленно вдохните через нос и медленно выдохните через рот. Как только вы сосредоточитесь на саморегуляции, не исключено, что ваш ребенок решит присоединиться.  
  6. Отвлечение и переключение внимания ребенка – универсальные помощники для вас в таких ситуациях. Вы можете рассказать ему о том, как сами в детстве справлялись с такими «капризами», что вам помогало. Можно сделать из таких историй «якорь», то есть, прибегать к их помощи каждый раз, когда у вашего ребенка истерическая реакция. В дальнейшем, эти рассказы могут помочь предотвратить истерический всплеск.

Автор: Ярослав Драб

Facebook Comments
Анонс