Детская дружба

Содержание:

    Социализация ребенка — это важная часть его воспитания. Ведь каждому человеку приходится общаться с другими людьми и завязывать дружеские отношения. Маленькие дети еще в детском саду могут стать изгоями в коллективе или, наоборот, душой компании. Но чаще всего у дошкольников появляется один или два друга, отношениями с которыми они очень гордятся, и с радостью делятся со взрослыми подробностями этой связи. 

    Для гармоничного развития ребенка дружба очень важна. Как вести себя родителям, если у вашего малыша появился друг или подруга, и что делать, если он хочет дружить с другими детками, но ничего не выходит, нас консультирует психолог БО «Иная», Ольга Мельницкая

    С какого возраста ребенок способен дружить?

    Малыши и малышки могут дружить со старшими братьями и сестрами уже в полгода-год. Это проявляется в радости, когда они их видят, совместных играх и умении делиться игрушками и едой. Но более сознательно дети начинают осознавать феномен дружбы после двух лет. В этом возрасте, особенно, если в доме нет других детей, они интересуются своими приятелями по садовской группе или по игровой площадке, как чем-то забавным и приятным из внешнего мира. 

    Если детям комфортно играть вместе, и они могут договариваться, а также видятся достаточно часто, то таких приятелей они называют друзьями. После трех лет, ближе к четырем и пяти годам, дети уже могут создавать довольно прочную дружескую связь. В старшем дошкольном возрасте малыши уже умеют уважать чужие особенности, принимать недостатки и заявлять о своих потребностях в дружбе. Они с удовольствием делятся секретами, готовят друг другу подарки на праздники и требуют особого к себе отношения от друга.

    Зачем детям учиться дружить?

    Все очень просто: играть вместе с другими детьми – это весело и поднимает эмоциональный фон ребенка. Кроме того, это учит их менять обычную модель поведения. Ведь с другом не закапризничаешь, как с любящей бабушкой, и он не будет себя вести, как старший братик, которому родители сказали делиться игрушками.

    Новый человек – это новый мир. И дети, когда учатся дружить, учатся также навыку принятия и взаимодействия. Кроме того, дружат обычно с сверстниками, так как в дошкольном возрасте даже один-два года – это большой барьер в восприятии мира. Поэтому похожий взгляд на действительность очень сближает малышей. Обычно дети, у которых есть друзья, очень бережно к ним относятся, уважают их привычки и желания. А также могут обижаться на друзей и, поссорившись, учатся мирится.

    Если родители поддерживают ребенка в желании дружить, то дети ходят к друг другу в гости и проводят много времени вместе, что еще больше их сближает. Иногда ребенок в четыре-пять лет, у которого нет приятелей, может даже выдумать себе друга.

    Как помочь малышу, у которого не складываются отношения со сверстниками?

    Навыки коммуникации у детей бывают разными, но в этом случае многое еще по-прежнему зависит от родителей. Маленькому ребенку можно подсказать заветную фразу «давай дружить», которой достаточно, чтобы трехлетки начали играть вместе и разговаривать, при условии, если они понравились друг другу.

    Дети, имеющие братьев и сестер, могут играть вместе, но легко и с удовольствием берут в свой коллектив новых товарищей, так как у них хорошо развиты навыки взаимодействия. Малышам, которые проводит много времени только со взрослыми, бывает тяжело найти друга. В этом случае можно узнать, с каким ребенком из детского сада ему хотелось бы дружить и предложить его родителям совместные прогулки вечером или на выходных.

    Походы в гости или приглашения детей к себе довольно действенны. Дети расслабляются в такой атмосфере, могут делиться игрушками и показывать свой дом, что их сближает. Если ваш ребенок жалуется, что с ним не дружат, нужно понять, что происходит, но не обвинять его. Иногда он может хотеть дружить с детьми постарше, в играх которых ему сложно, поэтому те отвергают его. А иногда просто детям нужно подсказать некоторые навыки коммуникации.

    Например, научить улыбаться, когда малыш обращается к другим, делиться игрушками, но при этом и отстаивать свое право не отдавать, то, что не хочется. Поговорите со своим ребенком. Также можно понаблюдать за ним в компании, чтобы потом подсказать стратегию поведения. Важно найти контакт с воспитателями в детском саду или секции, узнать, какие причины того, что ваш кроха не может найти себе друга (при условии, что он сам этого хочет). Иногда дети совершенно довольны общением с родными братьями и сестрами, и сохраняют приятельский нейтралитет с другими детьми. Это значит, что им достаточно близких отношений в кругу семьи и друзья появятся позже.

    Еще детей сближают общие интересы и даже общие игрушки. Согласитесь, что подружиться с компанией пятилеток на велосипедах, не имея своего транспорта, довольно тяжело. Хорошо заводят отношения дети в разных кружках, ведь там они занимаются одним делом. И это дает им темы для разговора.

    Как действовать, если у вашего малыша появился друг или подруга?

    Лучшая стратегия – это порадоваться за ребенка и одобрить его выбор. Полезно, например, давать ребенку два яблока или две конфеты – для него и для его приятельницы. Также постарайтесь и сами подружиться с другом и его родителями. Приглашайте его на дни рождения и совместные прогулки. Когда ребенок делится проблемами – например поссорился, друг выдал тайну или сам ребенок оступился, советуйте, как наладить отношения.

    Не нужно говорить, что в жизни будет еще много друзей. Так как ваш малыш живет сейчас, и эта ситуация – самая важная для него в данный момент. Иногда люди действительно всю жизнь дружат, познакомившись в одном дворе. Поэтому то, что нам сейчас может казаться просто мелкими проблемами и трогательными детскими отношениями, вполне может вылиться во что-то значительно большее.

    Автор: Наталья Блок

    Facebook Comments
    Анонс