Первый год малыша: кризис самостоятельности

Содержание:
    Rate this post

    Особенности кризиса первого года жизни ребенка

    Едва начав самостоятельно ходить, малыш уже вступает в свой первый возрастной кризис. Свобода передвижения приносит ему ложное чувство полной независимости от взрослого. Годовалый кроха пытается командовать, капризничает и даже замахивается кулачком.

    Какой будет наша реакция? Изменения в поведении говорят о вступлении ребенка в период раннего детства. Зная особенности детей этого возраста, нам будет проще строить общение с ребёнком. Так какие они?

    • Растёт самостоятельность малыша. Он уже многое может сам, быстро осваивает новые действия, свободно пользуется ложкой и кружкой – как во время еды, так и в игре; радостно упражняется в одевании. Подражая окружающим, пытается говорить по телефону, варить кашу, стирать.
    • Малыш начинает руководствоваться собственными, независимыми от взрослого желаниями. Порой он берётся за явно непосильный труд, но при малейшей попытке помочь ему яростно протестует, а позже с плачем начинает этой помощи требовать. Малыш стремится к автономности, независимости от взрослых, его раздражает контроль. Раньше все предметы становились привлекательными для ребёнка только в руках взрослого. Теперь карапуз получает истинное удовольствие, самостоятельно изучая новое, открывая для себя свойства предметов. Он начинает осознавать свои возможности, понимать, что взрослый не всегда является помощником, а иногда даже может быть препятствием на пути осуществления детских желаний.
    • Меняется отношение ко взрослым. Теперь малыш безошибочно делит их на своих и чужих. Он становится более требовательным к близким, часто обижается на них, а к чужим относится напряжённо и с недоверием. Любой отказ взрослого становится для крохи настоящей трагедией. Почему? Дело в том, что недовольство любимого взрослого малыш воспринимает как оценку своей личности. Ребёнок желает убедиться в безусловной любви взрослых, то есть в любви не за то, что он красивый, умный и хороший; а потому, что он есть. Но в то же время для малыша становится важной оценка его действий.

    Внимание взрослого

    Ребёнок стремится получить внимание взрослого теперь не только через совместную игру, но и через оценку своих самостоятельных действий. Родители замечают, что малыш шалит как будто назло – совершая тот или иной проступок, следит за их реакцией.

    Не приписывайте такие сложные чувства и серьёзные намерения крохотному существу. Малыша действительно интересует ваша реакция на его действия, но им движет именно исследовательский интерес, а не желание намеренно разозлить другого человека.

    Вспомните, как восьмимесячный ползунок изучал свойства предметов, бросая их. Так и сейчас годовалый карапуз опытным путём познаёт сложный мир человеческих отношений и чувств.

    Малыш хочет знать, что радует маму, но его также интересует, из-за чего она может огорчиться. Поэтому, сталкиваясь с маленьким исследователем, ясно дайте ему понять, какое действие приемлемо, а какое – нет.

    Попробуйте последить, сколько раз в течение часа (дня или недели) вы высказались по поводу действий малыша со знаком плюс, а сколько раз – со знаком минус.

    Мыслим конструктивно, а потому:

    • Анализируем своё поведение. Малыш учится у взрослых не только предметным действиям, но и различным способам проявления эмоций. Об этом порой забывают некоторые родители, позволяя себе повышать голос, а иногда и шлёпать детей. Малыш быстро усваивает их способы реагирования и, когда он злится, то начинает воспроизводить знакомые способы поведения – дерётся и кричит.
    • Годовалый малыш не способен воспринять и переработать большой объём информации сразу. В начале второго года жизни дети лучше и быстрее реагируют на действие взрослого, чем на слова. Поэтому просто остановите руку малыша и скажите решительно: «Мы так не делаем» или «Так делать не нужно». Важно не просто остановить порыв ребёнка, а перенаправить его энергию в конструктивное русло. Поэтому сразу за запретом высказываем предложение – давай сделаем вот так.
    • Предоставляем ребёнку больше возможностей действовать самостоятельно, но в рамках общепринятых правил. Например, сегодня мы гуляем на площадке (мамино правило). А на площадке малыш уже сам может решить, что ему делать – идти на качели или на горку.
    • Создаём условия для самостоятельного освоения полезных действий. Если кроха не может дотянуться до крана, желая сам помыть руки – поставьте маленький стульчик. Продумайте все мелочи, чтобы не отбить у малыша желание действовать самостоятельно.
    • Оцениваем не личность ребёнка: «Молодец, хороший мальчик!», а его конкретные действия: «Сам съел кашу, молодец!» Можно даже усилить впечатление от события, продемонстрировав бабушке или папе пустую тарелку.
    • Без особой необходимости не вмешиваемся в то дело, которым занят ребёнок. Спокойный взрослый одним своим видом сообщает крохе: «С тобой всё в порядке; то, что ты делаешь – хорошо и правильно, ты справишься; я рядом и, если нужно, приду на помощь». Если всё-таки чувствуете необходимость, то сначала предложите: «Давай вместе», – и дождитесь реакции ребёнка, а только потом приступайте к действиям.
    • Позволяем ребёнку в безопасных границах сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий. Малыш находится на стадии наглядно-действенного мышления, поэтому любое действие или реальное ощущение для него гораздо понятнее слов. Знания о горячем и холодном можно почерпнуть, слегка прикоснувшись к горячей кружке чая в маминых руках. Потрогав бабушкину спицу, можно оценить её «колючесть».

    Обратите внимание на две опасные крайности: слишком раннее, поспешное наделение ребёнка полной самостоятельностью и, наоборот, слишком долгая и настойчивая опека.

    Только соблюдая золотую середину, нам удастся помочь малышу успешно преодолеть кризис первого года. Наберитесь спокойствия и терпения. Кризис – явление преходящее 🙂

    Автор: психолог Ярослав Драб

    Facebook Comments
    Анонс