«Песочная терапия»: как с помощью творчества решить внутренние проблемы?

Содержание:
    Rate this post

    Как именно «песочная терапия» помогает взрослым и детям, рассказывает психолог центра «Я+семья» Валерия Кукса.

    Кто из нас в детстве не любил строить песочные замки, лепить формочки или закапывать сокровенный клад? Песок несет в себе особенную энергетику. Благодаря ему можно отвлечься от всего и создать свой мир.

    Именно поэтому «песочная терапия» считается одним из лучших методов психотерапии. К тому же, работа с песком – это творческий процесс, который помогает определить психологическую проблему и решить ее.

    Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода, и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

    Автором этого метода, который возник в 50-ые годы прошлого века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. В Украине «песочную терапию» начали практиковать не так давно, около 10 лет назад.

    «Песочная терапия» – это проективная методика, которая позволяет рассмотреть себя изнутри, – говорит психолог Валерия Кукса. – В идеале, человек приходит на сеанс и начинает строить на песке то, что есть в его воображении, передавая свое актуальное состояние».

    Что необходимо для «песочной терапии»?

    Для сеанса «песочной терапии» нужен определенный инвентарь. Ящик, который внутри должен быть выкрашен в голубой цвет, как символ воздуха. Синее дно ящика символизирует воду. Вообще, в «песочной терапии» присутствуют четыре стихии: воздух, вода, земля (в виде песка) и огонь (можно зажечь свечу).

    Кроме ящика и песка для «песочной терапии» также необходимы разные фигуры. Классический вариант, когда человек сидит перед ящиком с ровным песком. Рядом с ним масса игрушек: палки, ракушки, камешки, стеклышки, люди, звери, предметы мебели и т.д. И человеку предлагается построить то, что он чувствует. Каким он видит свой мир.

    История жизни со стороны

    Очень часто человек приходит к психологу, чтобы узнать ответ на свой вопрос. Но задача терапевта заключается в том, чтобы подвести его к решению вопроса, а не дать прямой ответ. И в этом очень хорошо помогает «песочная терапия».

    «Зачастую в результате «песочной терапии» получается проекция внутреннего мира человека, – говорит Валерия Кукса. – То есть, через образы мы передаем те темы, которые актуальны для нашей жизни сейчас. Передаем через ландшафт, который меняется, через размещение фигур (что и в какой части расположено). Важно все –  какими игрушками человек себя окружает, как он видит свое прошлое, настоящее и будущее. В результате все это предается анализу, которым занимается человек вместе с терапевтом».

    Ведь очень важно не задавать вопросы психологу напрямую, а увидеть со стороны картину своей жизни. Тогда происходит озарение – «это не психолог сказал, а человек сам нашел ответ».

    «На одном из сеансов «песочной терапии» была женщина, которая жаловалась  на взаимоотношения с ребенком, – продолжает Валерия Кукса. – Она пришла с проблемой: «мой ребенок не слушается». Мы начали строить «песочницу» и она выбрала фигурки: себя и маленького пупсика. Оказалось, что ребенку 9 лет, а он окружен заботой и отношением, будто младенец. И когда мама это увидела, она поняла, в чем ее ошибка».  

    «Песочница» на заданную тему

    Иногда люди приходят на сеанс «песочной терапии» уже с конкретной проблемой и тогда строить «песочницу» нужно на заданную тему.

    «Вот, к примеру, недавно ко мне на сеанс пришла девушка и рассказала, что у нее не складываются отношения с мужчинами, – вспоминает психолог. – И в построении картины выяснилось, что она выбрала в роли себя чумазую лохматую куколку. От этого все в ее жизни и выстраивается. В таком случае девушке нужно поработать над тем, чтобы изменить восприятие себя».

    «Песочная терапия» и дети

    Построение песочной картины отображает психическое состояние человека. А ребенка – особенно. Ведь, если взрослый может подыграть, то ребенок так увлечен процессом игры с песком, что он вряд ли будет лукавить.

    Наблюдая, как ребенок взаимодействует с песком, можно понять его психическое состояние, раскрыть проблему. Если он не прикасается к песку, это говорит о том, что малыш не коммуникабелен.

    Ели ребенок быстро построил «песочницу» и не увлекся процессом – это говорит о том, что он не умеет играть, ему неинтересно придумывать сюжет. А тот, кто не умеет играть, тому сложно общаться в детском саду или школе.

    «Недавно была интересная «песочница», когда родители привели девочку на сеанс, потому что она сложно адаптируется в школе, – рассказывает Валерия Кукса. – Она построила картину, в середине которой поставила кровать, положила на нее мумию и сказала, что это она. Такое же у девочки поведение в жизни, она говорит родителям «я буду лежать дома и в школу не пойду». Мы продолжили игру, «оживили» мумию, она стала веселая и активная».

    Занятия «песочной терапией»

    Обычно взрослому человеку для решения проблемы нужно около 5 занятий «песочной терапией». А для раскрытия ребенка может хватить и трех. Стоимость занятия – 200 гривен в час.

    Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. И это делает «песочную терапию» прекрасным средством для «заботы о душе». Такой метод стоит попробовать каждому!

    Автор: Юлия Гай

    Facebook Comments
    Анонс