Кризис трех лет

В раннем возрасте (от года до трех лет) поведение и психика ребенка полностью зависят от воспринимаемой ситуации. Но с овладением речи, малыш постепенно учится мыслить вне ситуации (то есть он может рассказать папе вечером, что кушал на завтрак, как ударился днем и т.д). Он уже может мыслить образами и выражать свои мысли словами. Благодаря образному и абстрактному мышлению у ребенка появляется осознание своего собственного «Я».

Основными «симптомами» кризиса трех лет являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира и понимает, что мир состоит из таких же людей, как и он. В частности, что мама и папа ничем от него не отличаются. Это приводит к желанию во всем подражать взрослым (именно таким образом он идентифицирует свое «Я»). Ребенок хочет кушать то же, что мама с папой, ложится спать в то же время и т.д. Что, естественно, приводит к запретам (например, кроха не может гладить белье, резать салат и т.д). Ребенок в этом возрасте может отказаться выполнять некие действия, которые нарушают отношения со взрослыми (например, вы попросили его идти спать, а сами будет смотреть телевизор или читать книжку минимум часа два). Это называет пассивный негативизм. Кроме этого может появиться и активный негативизм, когда ребенок совершает нечто противоположное, о чем вы его просили (малыш, например бегает, вы попросили успокоиться, а он начал бегать еще быстрее). В такой форме ребенок также вам подражает, так как принятия самостоятельного решения (а вы ведь не станете спорить, что решение об ускорении своего перемещения по комнате ребенок принял сам) является одной из важнейших функций и действий взрослых и в частности мамы и папы. Многие родители этим пользуются. Например, просьбу родителей «бегай еще быстрее!» ребенок переводит для себя как «успокойся и сядь». Часто это действует. Также в этом возрасте для ребенка очень важна похвала и одобрения его действий. Другими словами он нуждается в оценке своих действий, благодаря чему у него формируетя самооценка. Не скупитесь на комплименты и слова поддержки.

В этот период очень важно перестроить отношения с ребенком на принципах большего  равноправия, чем было для этого. Малышу нужно предоставить больше свободы и самостоятельности, но не забывая разумно разграничивать, где он может вести себя как взрослый (например, оставьте ему право выбирать себе одежду, какую сказку читать, что кушать на обед и т.д), а где, все таки, нужна еще помощь родителей.

Facebook Comments
Анонс