3 простых способа приучить малыша к домашним «ритуалам»

Зміст:
    Rate this post

    На самом деле, ритуалы, правила, традиции и определенный ритм во всем – это то, что позволяет детям чувствовать себя безопасно и комфортно. Более того, они любят ритуалы, нуждаются в них, и будут с радостью поддерживать понравившиеся им традиции!

    дети

    С другой стороны, малышам зачастую сложно принять что-то новое, особенно в том случае, если это «что-то» внедряется авторитарными методами, без учета желаний и вопросов ребенка.

    Есть три основных и очень простых подхода, позволяющих не только безболезненно привить ребенку новые и полезные, по мнению родителей, привычки, но и сделать так, чтобы маленький человек сам напоминал вам о них.


    1. 0.     
      Будьте примером

    Да, это нулевой пункт, основа основ, о которой мы иногда забываем. Без этого нюанса все остальные вряд ли сработают. Не обязательно при этом делать все то, что мы хотим привить ребенку – например, спать днем. Но говорить о необходимости дневного сна, если сами мы совершенно не следим за своим распорядком дня, не умеем вовремя дать себе отдых, не выполняем договоренностей – почти бессмысленно.

    Глупо заставлять ребенка мыть руки после улицы, если мы сами этого не делаем. Нелепо приучать малыша к питанию в определенное время, если сами мы постоянно таскаем куски.

    • Ребенок в сотни раз быстрее усваивает то, что видит каждый день в семье, чем наставления и воспитательные беседы. Наш образ жизни, стиль общения и поведения неизбежно копируется им, а все наши слова мгновенно сверяются с реальностью.


    1.   
    Игра

    Взрослея, мы часто забываем, что играть можно во все, если только характер и темперамент малыша позволяют ему с удовольствием включаться в игру.

    Например, мы хотим, чтобы по утрам ребенок делал зарядку. Отлично! Можно каждое утро отправляться с ним в путешествие, где нужно карабкаться на скалу, перепрыгивать с кочки на кочку, ползти по земле, приседать под кустик, прячась от тигра. Можно вживаться в роли разных зверушек, изображать природные явления и еще много чего. При этом любой вариант будет замечательным: и ежедневно придумывать новые сюжеты, и повторять старые – тогда уже через несколько дней ребенок начнет сам подсказывать вам, какое упражнение он хочет сделать следующим.

    • В игру можно превратить одевание, умывание, уборку игрушек, прогулки… Буквально все, что мы делаем вместе с ребенком.

    2.      Приглашение в мир взрослых

    Все дети хотят подражать своим родителям, но иногда малышам нужно немножко помочь сделать шаг в нужном направлении.

    Например, вы хотите приучить ребенка чистить зубы. «Смотри: вот мамина голубая щетка, а вот папина – зеленая. И у тебя теперь тоже есть собственная щетка – красненькая. Мы с папой каждый вечер и каждое утро чистим зубы, чтобы они были красивыми и здоровыми. Давай с нами! Ты хочешь, чтобы твоя щетка стояла с нашими, или выделим для нее отдельный стаканчик?»


    3.   
    Договоренность

    Как ни странно, дети даже до 2-х лет способны понимать, что значит фраза «мы с тобой договорились». Да, они не всегда осознают, что завтра – это именно завтра, или что через час – значит через час, но это нормально. Главное – донести смысл понятия «договоренность». Например, ребенок не хочет переодеваться после прогулки в домашнюю одежду, а вы хотите приучить его делать это.

    «Ты не хочешь переодеваться. Понимаю. Давай договоримся так: ты еще 15 минут походишь в этом платье, а потом мы с тобой вместе переоденемся. Я тебе напомню.» Ребенок может согласиться, а может и промолчать. Через 10 минут можно напомнить еще раз. С большой долей вероятности, когда придет оговоренное время, сложностей уже не будет. Важно закрепит этот ритуал, объяснив ребенку, зачем вообще вам нужно его переодевать:

    • «Давай договоримся, что каждый раз после возвращения домой мы будем переодеваться в домашнюю одежду. Понимаешь, это нарядное платье очень легко измазать чем-нибудь, и потом мне будет сложно его отстирать, и ты уже не сможешь его никуда надеть. И еще, мне не нравится, когда в «уличной» одежде садятся на чистое покрывало. Поэтому у нас дома принято переодеваться после прогулки.»

    Что делать, если метод перестает работать?

    Например, с помощью игры вы приучили ребенка убирать свои игрушки («укладывали» игрушки спать, прощались с ними до завтра и пр.), а в один из вечеров он заявляет: «Не буду». Самое неправильное, что можно сделать, – это заставить, отругать, наказать. Тогда вы наверняка очень надолго отобьете всякое желание иметь дело с уборкой.

    В первую очередь, нужно выяснить, с чем связан отказ. Может оказаться, что малыш хочет поиграть еще, или увлечен мультиком, или слишком хочет спать, или еще что-нибудь. Если же причину обнаружить ну никак не удается, а в ответ по-прежнему звучит «Не буду», тогда можно осторожно применить любой другой метод.

    • Например, приглашение в мир взрослых.

    «Смотри, каждый вечер мы с папой убираем свои вещи на место (если это, конечно, действительно так). Мы выключаем компьютеры, убираем в шкаф посуду, складываем на место одежду. Тогда утром приятно просыпаться в чистой квартире, где ничего не валяется под ногами. Каждый убирает свои вещи: папа, я и ты. Твои вещи – это игрушки. Присоединяйся, давайте-ка все вместе сделаем нашу квартиру уютной и чистой.»

    • Если это не работает, в ход можно пустить договоренность.

    «Хорошо. Я вижу, ты не хочешь убирать игрушки. Ну что ж, я уберу их сегодня сама, а ты будешь смотреть и подсказывать мне, куда что нужно положить, хорошо? Вот, например, где место для этой машины?»

    • Скорее всего, через пару минут малыш уже спрыгнет с места и побежит помогать. Если же нет, можно продолжить договариваться:

    «Давай так: сегодня я убираю твои игрушки, но уже завтра ты будешь это делать сам. Перед тем, как идти умываться ко сну, ты соберешь все и положишь на место, и если нужна будет помощь, я тебе помогу».

    • Еще один пример из жизни о подборе подходящего метода.

    Девочка в 1 год и 10 месяцев вдруг отказалась стричь ногти, хотя до этого момента ей прекрасно подходил метод игры (считали пальчики, называли их, загибали и т.д.). Родители попробовали договориться: каждую неделю был назначен день для подстригания ноготков. Малышка вздыхала, но соглашалась – договорились ведь!

    Но родителям хотелось, чтобы эта процедура не вызывала негатива, и тогда папа придумал рассказать девочке про маникюр и педикюр: вот, мол, взрослые женщины делают себе маникюр и педикюр, чтобы ногти были красивыми и чистыми, чтобы не цеплялись за одежду.

    «Тебе уже почти 2 года, ты уже подросла, пора и тебе уже делать маникюр и педикюр. Неси-ка ножнички, сейчас будем тебе красоту наводить!» И что вы думаете? Ребенок пару раз в неделю теперь усаживается на стул и заявляет: «Мамочка, сделай мне маникюр на ручках!»

    В заключение нужно сказать, что мы здесь не рассматриваем открытый протест, противостояние, ведь они уже являются следствием каких-то более глубоких проблем в отношениях. Здесь же – просто способы того, как мягко ввести в жизнь ребенка определенные ритуалы без «обязаловки», нотаций и скуки.

    Пусть ваши отношения с малышом строятся на любви, доверии и творчестве! 

    Автор: Динка Осеева 

    Facebook Comments
    Анонс