Играем в ассоциации! Развиваем воображение и расширяем словарный запас малыша

Зміст:
    Rate this post

    Не секрет, что лучше всего как малыши, так и детки постарше погружаются в процесс познания во время игры. Конечно, очень здорово, когда для этого есть специальное место, когда можно привлечь к процессу игры игрушки, книги, карточки. Но что делать в ситуациях, когда никакие вспомогательные материалы использовать невозможно? Предлагаю вам сыграть в ассоциации – игру, к которой с удовольствием подключаются и взрослые, и дети.

    shutterstock_37974970

    Основной принцип игры очень прост: один участник называет слово, другой отвечает ассоциацией, то есть тем словом, которое первым в ответ приходит ему в голову. Главное и едва ли не единственное правило – отвечать нужно сразу, не задумываясь, не анализируя, не вдаваясь в поиски логически оправданного варианта.

    Таким образом, вариантов на одно и то же слово может быть множество: на слово «лето» кому-то в голову придет море, кому-то яблоки, кому-то цветы, а кому-то огород… и так до бесконечности. Более того, дети, сознание которых еще не наполнено различными штампами, стандартами и логическими привязками, предлагают иногда просто невероятные варианты.

    И весело, и полезно!

    Эта игра не только очень забавна, но также крайне полезна для развития детского образного мышления и пополнения словарного запаса. Чем больше ассоциативных связей формируется в голове ребенка, тем легче он усваивает новые слова. В процессе игры ребенок может не вспомнить конкретное название, но начать описывать картинку или процесс, а вы поможете ему подобрать под это определение нужное слово. Таким образом, у ребенка к тому же формируется навык четко передавать свои мысли, подбирать максимально точные определения. Уверяю вас, когда игра захватит всю семью, желая не отставать от взрослых, ваш малыш удивит всех количеством слов, которое может активно использовать.

    Часто играя в ассоциации, как с дочкой, так и на занятиях, я выделила несколько возможных вариантов игры, которые преследуют несколько разные цели, но при этом все отталкиваются от основного принципа. Предлагаю вам наши любимые:

    1. «Ассоциация – цепочка» – этот вариант самый простой, и чем больше участников, тем веселее. Один участник называет слово, следующий – ассоциацию на него, и так по очереди. Очень удобна эта игра в дороге, когда детей надо чем-то занять, но при этом ни читать, ни играть с игрушками нет возможности. Повторять слова, конечно же, нельзя.
    2. «Ассоциация – гнездышко» – один участник называет слово, а все остальные – свои ассоциации, связанные именно с этим словом. Получается целое «гнездо» разнообразных слов, связанных одним понятием. Можно придумать какие-нибудь призы за самые оригинальные варианты, а можно просто играть в свое удовольствие.
    3. «Ассоциация-объяснялочка» – более сложный вариант игры. Участник-взрослый дает базовое слово, ребенок – ассоциацию, причем он не просто называет ее, а объясняет, как она возникла, почему она связана для него с этим понятием. Как показывает практика, очень эффективен с «почемучками» – детками 4-6 лет: они с огромным удовольствием играют в игру, которая дает им возможность объяснить что-то взрослым, а не выслушать их объяснения.
    4. «Ассоциация-обучалочка» – здесь к базовому принципу игры прибавляется какое-нибудь обучающее ограничение. Например, сегодня, играя в ассоциации, мы используем только существительные. Когда ребенок называет слово, представляющее другую часть речи, взрослый поправляет его и по возможности помогает трансформировать слово в нужном направлении. Скажем, если на слово «трава» возникает ассоциация «зеленый», мы помогаем ребенку переделать это слово в однокоренное существительное «зелень», чтобы избежать нарушения правил игры. Само собой разумеется, обучающий элемент очевиден: ребенок не только пополняет и активизирует словарный запас во время игры, но и учится с ним управляться, разбивать слова на категории. Конечно, такой вариант игры наиболее эффективен со старшими дошкольниками и школьниками.
    5. «Ассоциация-иностранка» – само название игры сразу подсказывает, в чем суть: это та же ассоциативная цепочка, но вместо слов родного языка используются иностранные, зависимо от того, какой язык учит ребенок. Такой вариант игры не только максимально активизирует использование слов, но и стимулирует ребенка к изучению новых, когда он осознает, что для выражения его ярких и разнообразных ассоциаций тех слов, которые он знает, не хватает. Конечно же, использовать такую игру можно в том случае, когда малыш уже обладает довольно большим активным словарным запасом.
    6. «Ассоциация-секретик» – очень веселый вариант игры. Все участники садятся в ряд или в круг. Ведущий говорит первому в цепочке игроку слово, причем говорит на ушко, чтоб другие не услышали. Участник придумывает на него ассоциацию и так же на ушко говорит следующему в цепочке. И так до конца цепочки. Последний участник говорит свое слово вслух, а после этого ведущий говорит, с какого слова началась цепочка. Неожиданность возможных вариантов всегда веселит и поражает: можно, например, от слова «лыжи» за семь шагов дойти до слова «курица». Я впервые увидела такой вариант вовсе не на детском занятии, а на семинаре по использованию ассоциативного мышления в обучении иностранным языкам, который проводился известным британским педагогом. Взрослые участники получили массу удовольствия и на собственном примере убедились, насколько высок потенциал ассоциативного мышления. А самое важное, это еще очень весело и динамично.

    Вы можете использовать такие варианты, можете придумывать свои. В эту игру можно играть на детском празднике, по дороге в садик или в школу, в поездке, в очереди в магазин, на переменке в школе. Главное, чтобы все получали удовольствие и радость. Веселой вам игры!

    Автор – Марина Яланская

    Facebook Comments
    Анонс