Начинаем учить английский: памятка для мамы

Зміст:

    Мы открываем цикл статей о том, как учить английский с малышом! Сегодня моя цель – рассказать о том, на что следует обратить внимание на начальном этапе обучения малыша иностранному языку вне дома. Речь идет о типичных ситуациях, из которых, естественно, всегда могут быть исключения.

    В самой приятном и выгодном для себя положении находятся мамы совсем маленьких деток, поскольку у них есть возможность непосредственно присутствовать на занятии. Для двух-трехлетних малышей присутствие мамы и постоянная работа в паре с ней – это самый главный стимул. Соответственно, для деток этого возраста именно в таких условия занятия проходят наиболее эффективно и дают максимальное усвоение материала.

    Для деток постарше– лет от 4 – мама, наоборот, часто является несколько отвлекающим фактором по разным причинам: они более собранны и менее стеснительны, когда мама на занятии не присутствует. Более того, детки такого возраста очень легко отвлекаются и на других взрослых. Поэтому наиболее эффективным в большинстве случаев является вариант, когда все внимание детей сконцентрировано только на одном взрослом – учителе. Но это совсем не значит, что мама не может проконтролировать важные моменты.

    Итак, на что же нужно обратить особое внимание?

    1. Первое и очень важное – это произношение учителя.

    Миф о том, что неправильно поставленное произношение легко исправить – всего лишь миф. Дети, особенно совсем маленькие, впитывают особенности произношения мгновенно, с легкостью копируя иностранные звуки. Малышам-дошкольникам даже не приходится объяснять, как именно нужно произносить тот или иной звук: услышав его несколько раз, они сами быстро приспосабливаются и точно воспроизводят услышанное. А значит, то, что они слышат, должно соответствовать нормам английского произношения. Кроме того, не стоит забывать, что детки – это, как часто говорят, чистый лист. Написанное на чистом листе правильно с первого раза всегда выглядит лучше и привлекательней, чем много раз стертое ластиком и написанное заново, не так ли?

    Правильные звуки

    Речь не идет о том, что дети должны заниматься только с носителями языка: любой педагог-профессионал в преподавании того или иного языка независимо от страны его рождения и образования приложит все усилия, чтобы его произношение было максимально близким к литературному, а именно это и требуется для обучения. Самое главное – чтобы учитель вашего ребенка правильно воспроизводил наиболее характерные для английского языка особенности: например, чтобы не было рычащего Р, чтобы th не превращались в З и С, как это часто бывает, чтобы в конце слов с окончанием –ing не было слышно четко выраженного Г.

    Ведь то, что впитает малыш на данном этапе, станет основой для будущих многочисленных познаний. Скажу больше: неправильно поставленное в детстве произношение иногда выливается в то, что, становясь взрослыми, люди, замечательно понимающие язык, стесняются на нем говорить.

    2. На занятиях дети в обязательном порядке должны много слушать.

    Это могут быть песенки, стихи, речевки, обучающее аудио (например, диалоги, сказки с последующим выполнением заданий по услышанному), мультфильмы с оригинальной озвучкой – главное, чтобы у ребенка была возможность слышать оригинальное произношение в разных вариантах. Таким образом, он тренирует ушко на легкое восприятие английской речи на слух. Это, кстати, относится не только к детским урокам: любые занятия при обучении любому иностранному языку независимо от их цели обязательно должны включать в себя различные аудиоматериалы. В противном случае ученик становится заложником только одного варианта произношения – того, которое он слышит от учителя, – и переключение на восприятие любого другого варианта будет требовать дополнительных усилий.

     
    3. Обратите внимание на количество детей в группе.

    Оптимальный вариант для мини-группы – это шесть-семь учеников. Их легко разбивать на несколько пар, им интересно играть в различные игры, проигрывать ролевые коммуникативные ситуации. Когда деток больше – больше рассредоточения внимания, а значит, результата придется добиваться дольше.

    4. Очень хочется призвать родителей: не ждите мгновенного результата!

    Детки все очень разные и полученные знания показывают тогда, когда будут к этому готовы. Если они приходят заниматься в группу, им может потребоваться какое-то время на адаптацию к обстановке, к структуре занятия, к ребятам, которые находятся с ними рядом, к новому языку, который они слышат. Некоторым на это требуется одно занятие: они сразу же начинают говорить новые слова, напевать песенки, с удовольствием повторяют их дома. Другие детки адаптируются гораздо медленнее: бывает так, что первые несколько занятий они вообще отказываются говорить, например, или наотрез отказываются рассказывать дома, что делали на занятиях. Это совсем не означает, что ребенок не воспринимает материал. Он привыкает, он находит нужные для себя механизмы работы в данной новой для него ситуации.

    Пасивный и активный этап – важны оба!

    Как известно в изучении языка, есть этап пассивного и активного восприятия знаний и навыков. Пассивное восприятие начинается, как только ребенок переступает порог комнаты для занятия, как только вокруг него начинает звучать язык, появляются плакаты или карточки с английским текстом, включается видео с английской звуковой дорожкой. И даже на этом этапе он воспринимает огромное количество информации – взрослые пассивно запоминают и воспринимают гораздо меньше, чем дети.

    Активный этап начинается тогда, когда ребенок сам использует услышанное и увиденное в речевых ситуациях. Так вот, на занятиях со взрослыми чаще всего за пассивным восприятием практически сразу следует активное использование. У малышей иногда, особенно на начальном этапе изучения, процесс перехода от пассивного восприятия к активному иногда занимает некоторое время, но при этом при пассивном восприятии малыш воспринимает гораздо больше информации, чем взрослый! Поэтому дайте своему ребенку немного времени – и вы обязательно увидите результат.

    В моей практике были случаи, например, когда ребенок несколько недель отказывался повторять слова вслух, но при этом абсолютно спокойно выполнял любые другие задания: выполнял просьбы и команды на английском, подключался ко всем играм. А потом стал говорить сразу все – и оказалось, что он все отлично запомнил и усвоил, ему нужно было только расслабиться и привыкнуть к обстановке.

    5. Пробудите интерес!

    Не секрет, что наши увлечения, пристрастия, интересы, равно как и страхи, комплексы, переживания во многом формируются именно в детстве и часто остаются на всю жизнь. Если у взрослых существует масса факторов, которые могут мотивировать их даже при отсутствии особого удовольствия от процесса изучения языка, то у детей таких факторов нет, их единственная и главная мотивация – это интерес. Призрачные разговоры об успешной карьере, поездках в разные страны или возможности читать художественную литературу в оригинале не имеют никакого веса для ребенка, особенно маленького, ведь для него это очень дальняя, непонятная перспектива.

    Даже упоминание о потенциально возможных хороших оценках в школе работает далеко не для всех. А вот если ему интересен процесс, компания, учитель, обстановка, он с удовольствием погрузится в предложенную игру, не вникая, насколько полезно для него это окажется в будущем. Именно эти положительные ощущения и формируют интерес к языкам в более взрослом возрасте.

    В каком настроении малыш?

    Исходя из этого, понаблюдайте, в каком настроении ваш малыш выходит после занятий. Не опирайтесь на единичные показатели: ребенок, как и взрослый, имеет право быть просто не в настроении, не от конкретного занятия, а просто «день такой». А вот систематические показатели – совсем другое дело. Если ребенок очень часто после занятий подавлен, угрюм или печален, если упоминания о занятиях вызывают у него не совсем положительные реакции – стоит задуматься.

    Возможно, ему что-то не подходит, может в этом коллективе он не чувствует себя комфортно. Конечно, каждый раз подстраиваться под эмоции ребенка – это просто невозможно, но совсем отказаться их учитывать тоже нельзя. Из этого может вырасти комплекс, связанный по каким-то причинам именно с изучением английского. А чем взрослее мы становимся, тем сложнее бороться с такими комплексами: и начинаются самовнушения на тему «я не могу», «у меня не получается», «мне не даются языки», что иногда препятствует успешному достижению поставленных целей.

    Итак, подитожим: на начальном этапе занятий очень важно обратить внимание на произношение преподавателя, наличие аудиоматериалов в процессе занятий и количество деток в группе. Верьте в своего малыша, доверяйте его ощущениям и настроению – и результат не заставит себя долго ждать! Удачи вам!

    На сегодня все ! Продолжение следует!

    Автор – Марина Яланская, преподаватель английского языка

    Facebook Comments
    Анонс