Вальдорфский детский садик: возможность изменить жизнь к лучшему!

Зміст:

    Наша активная свитмама Оля Криштапович побеседовала с организатором первого вальдорфского садика в Киеве, Анатолием Русиновым! Оля сама близко знакома с вальдофской педагогикой – сын Лева ходит в такой садик. Благодаря ее беседе с опытным педагогом, мы узнаем больше о вальдорфской методике!

    DSC01723

    Я знаю, что вы были инициатором открытия в Киеве первого вальдорфского детского сада. Что послужило причиной этой инициативы?

    – Когда мой сын начал подрастать, пошел в  детский сад, школу, я видел, как разрушающе действует на его психику прохождение всех этих обучающих программ. Для меня стали проясняться причины психологического нездоровья большого числа молодых людей. Основная причина в том, что традиционные педагогические подходы базируются на требованиях программ, жаль, нацеленных лишь на обучение детей.  При этом  формирование психологического здоровья детей в программы не заложено. Т.е. ребёнка-человека, как бы и нет, а есть тот, которого мы должны провести по программе обучения.

    Тут теряется главный элемент – любовь к ребёнку.  Когда же в подрастающем человеке не  видят человеческое, то он черствеет,  в нём постепенно ослабевает любовь как к себе так и к миру. Я чувствовал, что могу из любви, т.е. понимая  запросы детей, строить  с ними отношения.  Постепенно  у меня созрело решение работать с детьми.  Это был 1991 год.  Чтобы работать исходя из более глубокого понимания, в 1995 году поступил на московский вальдорфский семинар, который закончил в 1998г. Первый детский сад мы открыли в 1996г. Учиться же конечно никогда прекращаю.


    Что важнее: выполнение определённых правил или подстраивание правил под индивидуальность ребёнка?

    – Правила, которых мы придерживаемся в процессе  воспитания, возникают исходя из необходимости  здорового развития детей. Я имею в виду  не только физического развития, но и интеллектуального, а также развития сферы чувств. Эти правила мы имеем возможность сформировать адекватными запросам развития ребёнка лишь тогда, когда знаем природу ребёнка данного возраста.

    mas_060404_221_viewНапример, природа ребёнка дошкольного возраста такова, что он не хочет, точнее сказать не может по своей природе, исполнять предписания и научаться через назидания. Но природа детей этого возраста такова, что они хотят подражать. Исходя из знаний таких особенностей данного возраста, мы не применяем в их воспитании и обучении объяснений, принуждения и назидательных интонаций. НО НАШИМ ПРАВИЛОМ ЯВЛЯЕТСЯ: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЕ.

    То есть мы делаем при ребёнке то, чему хотели бы его научить и он, подражая, с радостью научается.  У кого-то на этот счёт могут появиться вопросы. Эти вопросы закономерны, так как надо знать  и уметь делать ещё кое-что, чтобы ребёнок хорошо начал обучаться через подражание. Это кое-что требует более широких страниц и не может вместиться в рамки данного интервью.

    Педагогические правила мы формируем также в зависимости от конкретной индивидуальности ребёнка. Например, при занятиях живописью одному ребёнку я буду предлагать преимущественно теплые цвета красок, а другому более холодные.

    Ты спрашиваешь: «Что главнее: выполнение правил или подстраивание их под ребёнка?» Конечно, главное выполнение правил на основе ясного понимания того, как я выполнением того или иного правила способствую развитию ребёнка (детей). Многократное подстраивание правил под ребёнка формирует в нём с одной стороны  неуверенность и ослабляет волю, а с другой стороны склонность манипулирования другими. Конечно, когда, например, ребёнок болен, то я должен учитывать, что его просьбы в этом состоянии  не совсем капризы, но то, что требует внимания и особого отношения и любви. Тут надо уметь, любя удовлетворяя просьбу ребёнка, изменить правило так, чтобы это не превратилось в последующем в манипулирование.


    Какие отличительные особенности вальдорфского метода, если сравнивать его с методом Монтессори, а также с традиционным педагогическим подходом?

    – Вальдорфская педагогика строится  на  науке антропософии, описывающей закономерности развития человека по возрастам. Глубоко рассмотрены по возрастам  процессы развития трёх составляющих  взрослеющего ребёнка: физиологии (физического здоровья), сферы чувств и сферы мышления.

    В результате такого рассмотрения появляется возможность определить во всех нюансах, как, развивая определённое чувство, мы развиваем (укрепляем) определенный физический орган и способствуем тем самым развитию определённого направления в мышлении. Правильно развивая ребёнка физически мы развиваем, соответственно чувства и мышление и т.д.

    34c09fe78613832f4240f26bc25d5132_m
    В вальдорфском методе ясно указывается, как действуют на ребёнка: цвет, звук (музыка), окружающие его формы, состав (натуральность) материалов, ритмичность занятий, состояние педагога, сам педагогический метод и др. Оказывается, что всё выше перечисленное является мощными инструментами развития.

    Причём на каждом возрастном этапе природа ребёнка требует для своего развития соответствующего стиля личностного обращения с ним. Результативность метода подтверждена почти столетней практикой и поэтому в наиболее развитых странах Европы она широко распространена.

    Можно было бы и дальше говорить о характере вальдорфской педагогики. Общепризнано, что более серьёзного подхода к становлению человека от зачатия и  до полного взросления нет ни в каком другом педагогическом методе.

    Как вальдорфская педагогика повлияла на вашу жизнь?

    Конечно же 16 лет работы в этой педагогике изменили мое отношение ко многому: от отношения к библии до отношения к питанию.  Совсем по-другому стал понимать землю, растения, животных. Лучше стал чувствовать гармоничность сочетаний красок, звуков, форм. Теперь у меня отсутствуют такие понятия как обида, злость, презрение к людям. Ведь если  рассматривать с позиций антропософии все негативное, что иногда происходит между людьми, то всегда придёшь к заключению, что все это происходит по неспособности людей смотреть на вещи шире, по неведению. Чем глубже начинаешь понимать детей, тем лучше понимаешь взрослых и себя самого. Практика моей жизни показывает, что благодарное отношение ко всему приводит к благополучию во всём внешнем.   


    Как вы распространяете такой бесценный опыт? Часто ли обращаются к вам за помощью родители?

    – Более десяти лет веду занятии на вальдорфских семинарах. Долгое время это было только в Киеве, а последнее время стали приглашать в другие города. Также всё чаще стали собираться группы родителей, желающих осознанно строить воспитание своих детей и просят провести серию занятий. Такие запросы особенно радуют, т.к. чем больше родителей узнают природу ребёнка, тем у большего числа детей появляется возможность стать более счастливыми взрослыми и вообще изменить нашу жизнь к лучшему.

    Facebook Comments
    Анонс