Выговариваем звук Р

Зміст:
    Rate this post

    В развитии детской речи есть свой график. Звук «Р» усваивается детьми самым последним. В норме ребенок должен научиться выговаривать его к 5-6 годам.

    До этого возраста специальное лечение и особые тренировки не требуются. Но если тебя все же беспокоят отклонения в речи, сходите на консультацию к логопеду. Он определит причину, по которой звук не хочет получаться.

    Причины могут быть разными:

    1. У малыша слабо развито дыхание или артикуляционный аппарат.
    2. Ребенок заменил звук «Р» другим звуком, например, «Л».
    3. Бывает, что кроха глотает «Р» в окончании, а в середине слова произносит.  
    4. Если ребенок выговаривает «Р» гортанью, это повод для беспокойства.

    В любом случае логопед определит все особенности и трудности произношения и поможет подобрать индивидуальные упражнения.

    Самая важная цель такой консультации – выявить серьезные отклонения на ранней стадии. Ведь неправильное произношение звука «Р» может быть следствием таких нарушений как дизартрия или дислалия, при которых возможно поражение коры головного мозга. Эти нарушения необходимо выявлять на начальных стадиях.
    Если врач установил, что развитие речи идет правильно, то вам с крохой нужно будет поработать над развитием артикуляционного аппарата, то есть потренировать язычок.

    Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
    Ребенок должен хорошо видеть не только лицо взрослого, но и свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому и малыш, и ты во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, тогда ты садись напротив, лицом к нему.

    Шаг 1. Тренировочные упражнения.

    • «Лошадка». Пусть ребенок сымитирует звук копыт коня, поцокает язычком.
    •  «Моторчик». Чистый большой пальчик руки кроха кладет под язык, а затем начинает двигать им вправо-влево, как бы заводя машину.
    • «Чистые зубки». Пусть ребенок растянет губы в импровизированной улыбке, и начнет «чистить» кончиком языка заднюю поверхность верхних зубов. Следи, чтобы он не двигал во время упражнений нижней челюстью.
    • «Язык-шалун». Пусть малыш высунет расслабленный язычок между зубов и поболтает им с выходящим звуком, как будто дразнясь. Или посоревнуйтесь, кто дальше сможет высунуть язык.

    Все эти упражнения укрепят мышцы артикуляционного аппарата, помогут в дальнейшем ребенку с легкостью выучить «Р» самостоятельно.

    Шаг 2. Когда у твоего малыша начнут получаться первые правильные звуки «Р», начинайте репетировать произношение в разных сочетаниях и слогах. Попробуйте выговорить «Р» с твердыми согласными «тр, др», затем в открытом слоге «ра», «ро». Так, шаг за шагом ребенок освоит технику правильной речи.

    Шаг 3. Обязательно закрепите результат. Пусть малыш чаще рычит, чтобы не забывать правильной постановки языка во время произношения. Можно запомнить или прочитать несколько скороговорок. Пусть малыш набирается мастерства, повторяя эти, всем известные, скороговорки:

    • Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
    • Ехал Грека через реку,
      Видит Грека – в реке рак,
      Сунул Грека руку в реку,
      Рак за руку Греку цап.
    • На дворе трава, на траве дрова,
      Не руби дрова на траве двора.
    • На горе Арарат рвала ​Варвара красный виноград.

    Главное, чтобы обучение проходило в форме интересной игры, а не мучительных занятий. И тогда результат не заставит себя долго ждать.

    Facebook Comments
    Анонс