главная опыт мам и экспертов старше 3 лет школа статьи экспертов Адаптация ребенка к...
Tanya Kur
   1177
3

Адаптация ребенка к первому классу школы

Когда дошкольник становится первоклассником – это важное событие для всей семьи и, особенно, для самого малыша. Ведь в жизни маленького человека должно поменяться буквально все: режим дня, одежда, питание, круг общения. Кроме того, у него появятся новые обязанности и ответственность за них. 

Учителя и родители предъявляют к шести-семилетке совершенно новые требования. К примеру, спокойно сидеть на уроке, учить материал, делать домашние задания. Такая нагрузка по силам не всем детям. Практически все малыши должны привыкнуть к этим новшествам, другими словами – адаптироваться к школе.  Как проходит этот процесс и чем можно помочь ребенку, рассказывает психолог БО «Иная» Ольга Мельницкая.

Существует ли легкая адаптация к школе?

В первый класс каждый ребенок приходит со своим мировоззрением, а также багажом знаний и социальных навыков. Кроме этого у каждого малыша существует определенный уровень зрелости нервной системы. Если одному школьнику не составляет труда просидеть спокойно весь урок, то другому будет очень дискомфортно от невозможности двигаться.

Кроме этого некоторые дети не могут удерживать внимание больше 10-15 минут, не знают, как попроситься в туалет, не могут понять, зачем им нужно соблюдать тишину.  Если малыш перед школой посещал детский сад или ходил на курсы подготовки к школе, то ему будет гораздо легче принять правила класса и привыкнуть к ним.

Адаптация ребенка к первому классу школы

Такой малыш уже научен сидеть за партой, он знаком с учительницей и почти со всеми одноклассниками. Домашний же ребенок может испытывать сильный стресс, оставшись среди незнакомых детей, не зная, как ему себя вести. Поэтому ему будет сложнее привыкнуть к новому режиму. 

Кроме этого дети с хорошими коммуникативными навыками легче заведут друзей и вольются в коллектив, чем интроверты. Вообще, минимальная адаптация даже в самом идеальном случае все равно будет длиться не меньше месяца-двух. 

На процесс привыкания к школе очень  влияет и поведение родителей. Если они ждут от первоклассника грандиозных успехов и постоянно говорят про это – то ответственность  давит на ребенка и может вызвать у него невроз. Если же родители слишком озабочены дисциплиной или, наоборот, вообще считают, что малыш теперь уже большой и должен решать все свои школьные вопросы самостоятельно – эта нагрузка также может негативно сказываться на поведении ребенка в школе.

Какие есть признаки того, что  первоклассник тяжело адаптируется?

Про это говорит поведение ребенка в школе и дома. Все дети проявляют дезадаптивное поведение по-своему, но психологи выделяют несколько основных моментов.

На уроках ребенок может быть слишком возбужден, может разговаривать с одноклассниками, выкрикивать с места, ходить по классу без разрешения.  На переменах такой малыш обычно агрессивен и раздражен. Учителя жалуются, что он неуправляем. При этом дома он может вести себя как обычно и даже с интересом готовиться к школе.

Ребенок полностью погружен в себя – он ведет себя тихо, но не слушает учителя, на переменах не общается с одноклассниками. Все его силы уходят не на учебу, а что бы пережить это тяжелое школьное время и дождаться родителей. Дома он может капризничать, отказывается от еды и всячески требовать внимания.

В школе и дома малыш ведет себя в рамках требований, но у него может быть нарушение сна, аппетита, внимания и частыми ОРЗ и ОРВИ.  Такие дети очень стараются быть хорошими, но организм, не справляясь с нагрузкой, дает сбои.

Ребенок хорошо вливается в коллектив и не нарушает дисциплину, но при этом у него совершенно не идет учебный процесс, учителя говорят, что он ленивый. Дома он отказывается заниматься, мотивируя тем, что ничего не понимает, не хочет или ему скучно.

Как помочь ребенку адаптироваться?

В первую очередь родители должны понимать, что первые месяцы в школе для их чада – очень трудное время. Поэтому ожидать, что он будет идеальным учеником, не стоит. Наладьте ребенку режим дня. Утром обязательно покормите, сделайте с ним зарядку. После школы нужен активный отдых или даже дневной сон.

Кружки, секции и другие дополнительные нагрузки в первые школьные месяцы лучше отменить. Уроки лучше всего делать в одно и то же время, но не больше двух часов. К девяти вечера первокласснику лучше уже лечь спать. Такой режим будет благоприятно сказываться на его нервной системе.

Меньше ругайте и наказывайте своего школьника. Порванные и потерянные вещи – это следствие его волнения. Поверьте – легче купить новый дневник и штаны, чем  потом лечить невроз у малыша.

Плохое поведение дома и на уроках – тоже имеет свои причины. Обсуждайте то, что происходит в  школе с ребенком, спрашивайте, как бы он хотел это изменить, что конкретно ему мешает вести себя адекватно. Уделяйте ему в это время максимум внимания.

Кроме этого нужно наладить контакт с учителем, который может идти на уступки в первое время. Например, разрешать гиперактивному малышу пройтись молча по классу посреди урока, чтобы снять напряжение. 

Помогайте делать домашнее задание, но не впадайте в отчаянье, если не получается сделать все. Лучше хвалить даже за минимальные успехи, чем добиваться идеальных оценок. Сравнивайте малыша только с ним. Например, вчера у него был неуд за поведение, а сегодня – нет. Вчера он не мог выучить стих, а сегодня запомнил уже четыре строчки. Так вы дадите ему уверенность в том, что он на правильном пути и вселите успех в его силах.

Если ребенок не может наладить контакт с одноклассниками, можно договориться с другими родителями совершать совместные прогулки или поездки. В неформальной обстановке дети смогут сдружиться быстрее.

И помните – все дети очень разные, но все рано или поздно адаптируются к школе. Задача учителей и родителей – помогать им в этом. 

Автор: Наталья Блок

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото

Комментариев нет. Будь первой!

{ $nifTest}