1-2 года (1938) / психика и характер ребенка (56)
главная опыт мам и экспертов 1-2 года психика и характер ребенка статьи экспертов Частые вопросы...
Tanya Kur
   1172
2

Частые вопросы родительского воспитания

Мы – это наши дети… Мы думаем о них, живем ради них, работаем, чтобы дать им образование, не спим ночами, когда они болеют, переживаем, когда они не могут чего-то понять. Мы гордимся ими, рассказываем о них своим знакомым, испытываем радость вместе с ними, когда у них наконец-то что-то получилось.

Но как их понять, этих непонятных детей? Почему они то капризничают, то не хотят учиться, то грубят? Где ключик к пониманию их поведения? А одного ключика нет. Есть целая связка ключей, из которой нужно выбрать тот, единственный, который подходит к сегодняшней ситуации.

Частые вопросы родительского воспитания

Рассмотрим частые вопросы воспитания, возникающие перед родителями.

Хвалить или не хвалить ребенка, а если хвалить – то когда и сколько?

Если спросить у ребенка: какой ты?», то он, скорее всего, сможет оценить себя. Например, рассказать, добрый он или нет, веселый или не очень, храбрый или чуть-чуть трусишка. Так вот у тех детей, которые редко слышат в свой адрес слова похвалы и одобрения со стороны взрослых, бывает катастрофически низкая самооценка: несчастливый, нелюбимый, неумный, некрасивый и так далее.

Почему-то мы забываем, как сами были детьми, и с каким трудом нам удавалось добиться результата. Взрослые привыкли оценивать своих детей относительно других. Но ведь гораздо правильнее оценивать успехи ребенка относительно его собственных вчерашних умений. Сегодня сделал лучше? Молодец! Научился делать то, что вчера еще не умел? Молодец!

Можно ли ребенка перехвалить? Нет, если вы хвалите за дело и объясняете ему, что именно он сделал хорошо и почему вам это нравится.

Бить или не бить?

Если ваши мама или папа шлепали вас в детстве, то вам не нужно описывать ощущения ребенка, которого бьют родители. Дети очень ранимы и болезненно относятся ко всякого рода физическим наказаниям.

Иногда дети негативно воспринимают даже простое прикосновение взрослого человека, если оно несет для него скрытую угрозу. Неплохо было бы придерживаться такого правила: если ребенок не может за себя постоять, то это еще не значит, что вы можете себе позволить вторгаться в его личное пространство.

И еще, задайте сами себе вопрос: «А что я буду завтра делать с ребенком, когда он будет себя плохо вести, если шлепки на него уже не действуют?»

Можно ли кричать?

Как правило, крик или наши взрослые нравоучения не приносят положительных результатов. А вот страх, тревогу, замкнутость ребенка вы вполне можете получить. А если вы все-таки не сдержались и накричали, а теперь мучаетесь чувством вины, что тогда делать?

Честно объяснить ребенку (даже самому маленькому карапузу), что вы погорячились и не смогли сдержаться. Попросить прощения, кстати, тоже нужно. Особенно, если вы понимаете, что были не правы.

Навязывать ребенку свою точку зрения или нет?

С одной стороны, мы безумно хотим видеть своих детей и воспитанников самостоятельными, умеющими отстаивать свою точку зрения, уверенными в себе. С другой стороны, мы признаем только свою точку зрения, считая ее единственно правильной. Обратите внимание на то, как взрослые строят свои фразы, обращаясь к детям:

• тебя вообще никто не спрашивает;

• вот вырастешь, тогда будешь умничать;

• сначала начни деньги зарабатывать, а потом поговорим;

• что ты вообще понимаешь;

• мал еще, чтобы со старшими спорить.

Выслушивать точку зрения ребенка трудно, потому что она кажется смешной и нелепой. Ребенка хочется в лучшем случае поправить, в худшем – поднять на смех или пошутить над ним.

Но ведь с этой самой первой самостоятельной точки зрения и начинается детское взросление. Так что уважать детскую точку зрения не просто нужно, а необходимо.

Дружить или руководить?

Какую позицию занять? Руководителя или товарища, помощника? Часто взрослые выбирают второе, боясь, как бы ребенок или целый класс не «сели на шею».

Но поговорите с опытными учителями. Дружить с ребенком – вовсе не означает все ему позволять. Рамки и запреты должны быть всегда, это твердое правило. Ребенок должен понимать, что делать можно, а что – нельзя. И тогда вашей дружбе ничего не будет мешать. Тогда в тот момент, когда малышу нужно будет поделиться с кем-то своими переживаниями, он выберет именно вас.

Автор: психолог Ярослав Драб

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото

Комментариев нет. Будь первой!

{ $nifTest}