главная опыт мам и экспертов 2-3 года детский сад статьи экспертов Детский сад или...
Оля Николаец
   2041
1

Детский сад или домашнее воспитание?

Экскурс в историю

Впервые детское учреждение типа детского сада было организовано в Шотландии в начале XIX века Робертом Оуэном. Это была так называемая «школа для малышей».

В 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников, открыл в Бланкенбурге первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста», которое назвал детским садом. По мнению Фребеля, раз дети считаются цветами жизни, то выращивать их должны садоводы. Отсюда и название – «детский сад». Основной акцент педагог делал на игре – все должно преподноситься как элемент игры, чтобы содействовать тем самым развитию фантазии у ребенка.
В России первые детские сады были открыты в 60-х годах XIX века. Они были платными, и только с 1900 года Министерство народного просвещения начало субсидировать «занятия с детьми дошкольного возраста». В 1914 году детских садов насчитывалось 150 на 4000 детей.

Справка

Во многих странах мира детский сад, как тип педагогических учреждений, существует под разными названиями и является обычно первым звеном в общей системе образования.

В Новосибирске на сегодняшний день работает 267 дошкольных образовательных учреждений, а число ребятишек, стоящих на очереди в детский сад, превышает 11 тысяч. Нехватка мест в детских садах объясняется тем, что, начиная с 1990 года, вследствие перепрофилирования и приватизации детских садов, их число в стране сократилось почти вдвое – с 88 до 46 тысяч.
Проблема нехватки мест в детских садах стоит остро не только в Новосибирске, но и во многих городах России. Большинство садов переполнено, а списки очередников составляются на 1-3 года вперед. В нашем городе на сегодняшний день около половины детей, достигших трехлетнего возраста, не посещают детские сады по причине отсутствия мест.

Классификация детских садов

Детский сад – наиболее распространенный вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей.
Детские сады отличаются разными образовательными программами.
Детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада, варьируется программа обучения, количество детей в группе, качество питания и во многом – психологическая атмосфера.
Ведомственные детские сады не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад.
Частные детские сады – идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений. Безусловными плюсами здесь являются малая наполняемость групп, интенсивная и насыщенная программа развития. В каждой группе работают несколько воспитателей. За развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
Контроль над работой негосударственных дошкольных образовательных учреждений осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Требования к воспитателям в странах мира

* В европейских странах и в Японии педагоги проходят специальную подготовку и аттестацию. Что интересно, женщины-педагоги в детских садах и школах Японии – большая редкость, с детьми занимаются «усатые няни». Чтобы стать воспитателем, необходимо отучиться два года в университете и пройти письменное тестирование. Таким образом, японское государство проводит строгую политику отбора выпускников вузов на должность педагога. Япония – единственное из развитых стран мира государство, где зарплата педагога выше зарплаты чиновников местных органов власти.

* В Канаде существует курс обучения воспитателей детских садов, где в течение двух лет готовят специалистов для работы с дошкольниками.

* В Дании специалистов по дошкольному воспитанию готовят в педагогических семинариях, где на протяжении трех лет будущие воспитатели изучают психологию и методику обучения дошколят.

Российский детский сад

В этой стране дошкольные учреждения в основном недоукомплектованы персоналом, а все потому, что в России воспитатель детского сада – одна из самых низкооплачиваемых профессий. Каждый родитель хотел бы отдать ребенка только к тому педагогу, у которого горят глаза! Но! В России на вакансию воспитателя берут людей даже без специального образования. Что уж говорить об их психологической подкованности! А между тем, в идеале у человека, претендующего на должность воспитателя, должно быть два образования – педагогическое и психологическое. 

На сегодняшний день штат детских садов состоит преимущественно из воспитателей «старой закалки», и молодых мам, которые пришли на работу в детский сад, чтобы пристроить своих малышей. Но настоящих педагогов, с горящими глазами, с энтузиазмом относящихся к работе, увы, единицы.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо повысить заинтересованность в работе воспитателем: платить достойную зарплату, повышать престиж профессии, организовывать постоянные семинары, тренинги, направленные на повышение квалификации.

Когда отдавать в детский сад?

Специалисты считают, что лучший возраст для оптимальной адаптации ребенка к детскому саду – 3,5 - 4 года. До 2-3 лет у ребенка еще нет ярко выраженной потребности в общении со сверстниками, зато в этот период у него проявляется сильная эмоциональная привязанность к матери и близким людям. С психологической точки зрения, до двух лет нарушение эмоционального контакта с матерью наносит травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в психическом развитии детей.

Первый раз в детский сад

При выборе дошкольного учреждения не лишним будет поговорить с родителями, чьи дети посещают близлежащие детские сады, узнать, какая там атмосфера, какие занятия проводятся и другие подробности. Уже при личном посещении выбранного детского сада обязательно следует познакомиться с персоналом, посмотреть на обстановку в группе, поговорить с воспитателями. Стоит поинтересоваться у заведующей о численности детей в группе, о программах, по которым будут проводиться занятия, о численности и квалификации персонала и т. д.

К мысли о необходимости посещать детский сад надо готовить ребенка заранее и постепенно. Рассказать ему о том, что представляет собой детский сад, сходить вместе с малышом туда на экскурсию. Самое главное – сформировать у него положительный настрой. Вводить ребенка в новую для него ситуацию следует осторожно. В первые дни желательно не оставлять малыша на полный день, а стараться забирать его пораньше, и приводя в сад – оставаться с ним некоторое время. Если сами родители по причине занятости не могут забирать малыша рано, необходимо договориться с родными или друзьями, чтобы те помогли в сложное время адаптации.

О плюсах и минусах детского сада

Поскольку основы личности человека закладываются в первые 5-6 лет жизни, то очень важно, каким будет этот период: психологически и социально благоприятным или же нет. Самое главное в этом возрасте – взаимодействие со сверстниками, «врастание» в окружающий мир. На основе полученного опыта у ребенка формируются черты характера, жизненные ценности, установки, интересы, отношение к себе и людям. В детском саду на становление личности ребенка большую роль оказывает общение со сверстниками. Недаром детский сад называют первой серьезной школой жизни. Именно здесь ребенок примеряет множество социальных ролей, учится подстраивать свои желания под требования окружающих, приучается к распорядку дня.

Но... перемена в образе жизни при поступлении в детский сад связана со многими трудностями. Будьте готовы к тому, что в период адаптации у ребенка проявится один из механизмов психологической защиты, который называется «бегство в болезнь». Малыш хочет остаться дома, и на фоне стресса, вызванного новой обстановкой и впечатлениями, организм отказывается противостоять внешним воздействиям. Для преодоления этого «бегства» важны не столько закаливающие и оздоравливающие мероприятия, сколько восстановление душевного состояния ребенка.
И, пожалуй, самое главное. Даже очень чуткий, заботливый, высокопрофессиональный воспитатель не в состоянии заменить любящих маму и папу и компенсировать недостаток родительского внимания. Поэтому, если ребенок остро переживает разлуку с близкими людьми, лучше вернуть его в условия домашнего воспитания, где он, безусловно, будет чувствовать себя комфортно и защищенно.

А как у них...

* Японские воспитатели большое внимание уделяют обучению детей взаимодействию. Для этого их формируют в маленькие группы – по 6-8 человек. Каждый год группы формируются заново, чтобы расширить возможности для социализации. Детям прививается множество навыков: как смотреть на собеседника, как раскрыть себя и учесть мнения сверстников. Обучение групповому поведению продолжается и в младшей, и в средней школе. Маленькие японцы в детском саду многое делают сами – вытирают со стола, готовят еду, ухаживают за цветами и т. д. Лень и капризы здесь не приветствуются.
* В США существуют разные программы для дошкольников. Одни рассчитаны на день, другие – на половину дня, есть и программы с гибким графиком. Все это позволяет родителям выбирать удобный для себя режим дня. Ребенок может полдня заниматься по одной программе, оставшееся время – по другой. Тем самым он получает разнообразный опыт и постоянно расширяет круг общения.
* В Германии есть дневные детские учреждения, где обеспечивается присмотр, обучение и воспитание детей. Здесь могут находиться дети нескольких возрастных групп: группы детского сада, работающие с 8.00 до 12.00 для детей от 3 лет до поступления в школу; группы дневного детского сада (с 8.00 до 16.00); смешанные группы для детей от 4 месяцев до поступления в школу. Существуют и частные детские сады, детские сады при религиозных общинах и лесные детские сады – для детей со слабым здоровьем.

Домашнее воспитание

До недавних пор считалось, что детский сад является необходимым звеном в воспитании и развитии ребенка. В последние годы многое изменилось. Родители стремятся дать своему ребенку все самое лучшее, обеспечить благоприятные условия для его личностного развития. Для многих мам и пап семейное воспитание представляется более естественным, поскольку ребенок находится в привычных домашних условиях. Полноценная развивающая работа с малышом – задача непростая, и к ней необходимо подойти со всей ответственностью. Организация занятий, режима дня, посещение разнообразных кружков – к этому следует подойти серьезно и вдумчиво. Самое сложное в домашнем воспитании – создать все необходимые условия для социального развития. В этом случае необходимо обеспечить ребенку полноценный контакт со сверстниками: пусть он как можно чаще играет с ними во дворе, приводит друзей к себе домой. Главное, чтобы он не замыкался в домашнем пространстве, а через игру, через общение расширял границы собственного мира.

В целом же, общественное мнение о том, что домашние дети вырастают со множеством частиц «не» – неприспособленные, несамостоятельные, некоммуникабельные, неподготовленные к школе – это всего лишь устоявшиеся предрассудки, и основаны они на распространенности «модели детсадовского воспитания» в нашем обществе.

К сожалению, в последнее время специалисты по работе с семьями бьют тревогу по поводу угасания родительской инициативы, которая заключается в перепоручении обязательств воспитания и обучения ребенка. Но это в корне неправильно. Если у родителей есть возможность воспитывать малыша дома, желательно решить вопрос в пользу семейного воспитания. Никто не знает детский потенциал и индивидуальные личностные особенности лучше, чем мама с папой.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО ЗДЕСЬ: http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=2491

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
5 комментариев
Алена Кущ
2 мальчика
У меня наглядным пособием был мой братик двоюродный, который не ходил в сад, а сразу пошел в школу. При этом имел большие проблемы с дисциплиной, усидчивостью, адаптацией, социализацией и т.п. Лично я - ЗА садики Нам повезло, ходим в Монтессори и "летим" туда забыв обо всем. Даже на выходных проситься
Смайлы
Добавить фото
Grinch (ᵔ.ᵔ)
Всё что ни делается, делается к лучшему
У меня тоже сосед такой же дикий и несадиковский был. Возможно, это не более чем совпадение, но у меня с детства сложилось такое мнение, что дети должны ходить в сад!
Наталья Голда
1 мальчик и 1 девочка
не понимаю зачем желающим воспитывать дома нужны аргументы в пользу этого. хотите? есть силы, желание, возможность - воспитывайте дома. никто ж не заставляет в садик идти)
Смайлы
Добавить фото
никого тут нет и не будет
я вижу много плюсов как в домашнем, так и в садиковском воспитании. Если есть возможность - воспитывайте дома, нет - отправляйте в сад, но отнеситесь к этому предельно унимательно:как ребенок будет адаптироваться, найдет ли контакт с воспитателем и сверстниками. на это может уйти полгода... но если уж совсем ребенок не приемлет садик, то надо выяснить, почему?проконсультруйтесь с психологом, сами понаблюдайте, с воспитателем поговорите..
касаемо воспитателей, то тут главная проблема - проф. выгорание. данная работа требует огромных эмоциональных затрат, поэтому быстрое истощение гарантировано, а дет это чувсвуют. поэтому я считаю, что с воспитателями раз в месяц(хотя бы_ надо проводить расслабляющие и восстанавливающие треннинги - ведь детсадовский психолог предназначен не только для деток
Смайлы
Добавить фото
Елена Образцова
планирую
Прочла во время беременности - "Нужны ли детям ясли?" автор Стив Биддалф. Оказывается в Британии именно с яслями не все так гладко в плане персонала. В основном согласна с автором книги - оптимальный возраст для внедрения в детский коллектив - 2-2,5 года. Домашние детки - согласна с Натальей, это не хорошо и не плохо, важно ведь какие условия дома и какие в садике.
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}