главная опыт мам и экспертов старше 3 лет школа статьи экспертов Готов ли ваш ребенок к...
Tanya Kur
   1261
6

Готов ли ваш ребенок к школе?

Родители будущих первоклассников уже определились со школой и активно покупают все необходимое. Но вот готов ли психологически ваш ребенок к школе?

Предлагаю разобраться, что такое психологическая готовность к школе и на что стоит обратить внимание родителям. Если говорить просто, то насколько ваш ребенок способен к успешному овладению учебным материалом? Это не значит, что ребенок уже владеет «ученическими» качествами. Но у него должна быть основа для дальнейшего их формирования.

Готов ли ваш ребенок к школе?

Тут важно разделить интеллектуальную, личностную и социальную готовность.

Интеллектуальная готовность подразумевает наличие основных представлений и знаний об окружающем мире, способность к концентрации внимания, логическое запоминание, развитие мелкой моторики, творческого воображения и т.д.

Также важно, чтобы у ребенка была сформирована позитивная самооценка, проявлялась мотивация к обучению, способность к пониманию и контролю собственных эмоций. Это все относится к личностной сфере.

И, наконец, социально-психологическая готовность, то есть умение ребенка общаться в коллективе с ровесниками, учителем; умение придерживаться норм группы, но при этом уметь отстоять свою точку зрения.

Безусловно, диагностику готовности детей к школе проводят специалисты – психологи в детском саду и школе, используя специальные методики. Но вы и сами можете определить основные тенденции, внимательно понаблюдав за своим чадом. Итак, на что же нужно обратить внимание?

В первую очередь, понаблюдайте за познавательной активностью ребенка, проявляет ли он любознательность, интерес к чему-то новому.

Насколько ребенок овладел элементами учебной деятельности, то есть насколько внимательно слушает вас и выполняет то, что вы попросили либо же ему необходимо несколько раз повторить просьбу да еще и проконтролировать ее выполнение.

Понаблюдайте, как ваш малыш ведет себя в игре или занимаясь чем-то: насколько он внимателен, сосредоточен. Или же малыш часто отвлекается и нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Одним из важных навыков в учебной деятельности является умение преодолевать трудности. Прежде всего, позвольте, чтобы такие «трудные» ситуации в его жизни периодически возникали. Не нужно бежать впереди и ограждать ребенка от всех возможных и невозможных проблем и разочарований.

Также обратите внимание, как часто ваш ребенок активно ищет новые решения в трудной ситуации. Или, может быть, он в случае неудачи опускает руки. Может ли ваш малыш при необходимости попросить о помощи других?

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание – это социальная активность ребенка, то есть его умение или неумение контактировать с взрослыми и сверстниками, выполнять какое-то общее дело и работать в команде.

Поиграйте с ребенком в школу. В ходе игры узнайте, хочет ли он учиться в школе, чем она его привлекает, что пугает. Хорошо, если среди плюсов ребенок выделит желание узнавать новое, наличие новых друзей и т.д. Хуже, если школа ему нравится, потому что будут красивые тетради и цветные карандаши или возможность побегать с друзьями на переменке.

В процессе такой игры вы сможете не только многое узнать об отношении ребенка к школе, учебе и т.д., но и обыграть с ним «сложные» ситуации, которые уже сейчас его пугают. Это позволит ему быть более уверенным в себе. Ведь часто такая неуверенность порождается тем, что ребенок просто не знает, что его ждет за порогом школы, и поэтому просто боится.

Предложите ребенку нарисовать человека. Не комментируйте и не подсказывайте ему, позвольте малышу нарисовать такого человека, какого он хочет. Прекрасно, если ребенок нарисовал человека со всеми частями тела, одетого соответственно своему полу, прорисованными деталями лица и т.д. Хуже, если нарисованный персонаж по типу «палка-палка-огуречик», то есть без одежды, нарисованы не все части тела, руки и ноги напоминают палки, вместо пяти пальцев три-четыре или вообще их нет.

Но даже если вы понимаете, что ваш ребенок еще не совсем готов к школе, паниковать не стоит. Прежде всего, следует обратиться к специалисту – это может быть и психолог, и педагог. Они точно помогут вам разобраться, в чем трудности, и подскажут, как действовать дальше, чтобы помочь ребенку за оставшееся время подготовиться к школе.

Уж тем более не стоит ругать ребенка за то, что он не выполняет ваши просьбы, не справляется с заданием или не может сам контролировать свое время и процесс выполнения.

Чаще сопоставляйте собственные ожидания и возможности ребенка. Позвольте ему увидеть нежелательные последствия его поведения. Станьте для него помощником и примером. И тогда ваш малыш обязательно порадует вас своими успехами.

Автор: кандидат психологических наук, Ирина Губеладзе

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
11 комментариев
Оля Пастух
Хай завжди будуть мами!
Ой, прагнення пізнавати - як на мене, дійсно є вирішальним. Правда, так жаль, що досить часто саме школа потім і вбиває це прагнення
Смайлы
Добавить фото
*Анжелика Пономарева*
3 девочки
Мы готовы полностью и морально и физически и уже форма рюкзак все готово.Ну только канцелярию закупит
Смайлы
Добавить фото
Настя Ягода
1 мальчик
интересно, а можно ли как-то определить (предугадать) готовность к школе за полтора-два года до школы? хочется планировать на более длительный срок)
Смайлы
Добавить фото
Grinch (ᵔ.ᵔ)
Всё что ни делается, делается к лучшему
те же мысли посещают
Но мой опыт подсказывает вести Игоря в 7 лет.
Настя Ягода
1 мальчик
эх, тоже к этому склоняюсь...
а так хотелось в 6 лет попасть к знакомой учительнице...
*Анжелика Пономарева*
3 девочки
у нас старшая пошла почти в 8.зять пошел почти в 6-но окончив одну и ту же школу по возрасту одинаковые но по классам зять на 2 класса старше -они поженилисьВот и знай о готовности к школе
Grinch (ᵔ.ᵔ)
Всё что ни делается, делается к лучшему
У нас та же беда - пойдя в 7 лет, попадает к знакомой учительнице, к которой попадать не хочется. Но даже ради этого не хочу отдавать в 6. Пока думаю, как решить ситуацию.
Ольга
2 мальчика и 1 девочка
По моему опыту здесь нет неважных факторов, и готовность обязательна, и учитель должен быть подходящим и ребенок должен чувствовать себя защищенным. Хотя я дочь отдавала в руки лучшей и опытной учительницы в нашей школе, оказалось что именно в тот год у неё было много проблем в семье и лучше бы мы пошли к молодой неопытной, но, как оказалось любящей эту работу... Многие свои ошибки уже после понимаешь, когда надо компенсировать последствия... Сейчас самого мелкого даже в садик отдавать не хочется, так меня эта вся образовательная система бесит. Очень часто вы вовремя и о проблеме знать не будете, ребенок потом расскажет, когда вырастет (у меня уже много фактов всплыло так). Хотя, думаю, если не стесняться их пожестче контролировать, то будет меньше халатности и укрывательства.
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}