1-2 года (1940) / психика и характер ребенка (57)
главная опыт мам и экспертов 1-2 года психика и характер ребенка статьи экспертов Как поднять самооценку...
Tanya Kur
   778
5

Как поднять самооценку ребенку?

Даже у самого маленького ребенка может быть занижена самооценка. В будущем это может создавать ему серьезные проблемы в учебе, социализации и даже карьере. Неуверенность в себе проявляется в отсутствии инициативы, страхе начинать что-то то новое. Но с этим можно работать. Как поднять самооценку у ребенка, нас консультирует психолог БО «Иная» Ольга Мельницкая

Как поднять самооценку ребенку?

Почему у детей бывает низкая самооценка?

Основная причина – это поведение родителей. Но иногда неуверенность в себе может приобрести чувствительный и ранимый ребенок, который очень сильно восприимчив к мнению других людей. Например, воспитателей в детском саду или друзей во дворе. 

Родители, часто не желая ничего плохого своему малышу, могут высказываться негативно, навешивая ярлыки (неряха, копуша, лентяй) или критиковать его, вместо того, чтобы поддержать. Им кажется, что малыш из- за этого должен собраться и сделать все наперекор, доказав им, что он уже не маленький и все может. И действительно, бывают дети, хоть и очень редко, для которых родительское «у тебя не выйдет» может служить мотивацией.

Но обычно дети очень верят тому, что слышат от мамы и папы и других значимых для них взрослых. Поэтому очень важно внимательно относится к тому, что вы говорите и как оцениваете действия своего малыша.

Как действовать, чтобы не понизить самооценку ребенка?

Из вашей речи должны уйти все слова, которые оценивают самого ребёнка, а не его поступки. Даже если малыш упал в лужу в самой чистой праздничной одежде, ни в коем случае нельзя называть его «свиньей, грязнулей, невнимательным, разиней» и так далее. Лучше всего посочувствовать ему и сказать, что это бывает со всеми, и вы постираете одежду. 

Совсем маленькие дети вообще не сильно понимают концепцию чистоты, но ваши слова запомнят. И, возможно, потом на прогулке малыш будет боятся бегать и играть с другими детьми, чтобы не испачкаться. А если это произойдет случайно то, будет считать себя виноватым и грязнулей. 

Точно так же нельзя критиковать любые действия, которые ребенок в силу возраста не может выполнить идеально. Даже если во время еды он перепачкал всю кухню – поддержите его в попытке есть самостоятельно, а не говорите, что он не умеет, и вы теперь будете его до старости кормить с ложечки. Потому что он запомнит этот момент – как у него ничего не вышло, и в будущем будет очень сложно уговорить его снова начать пробовать быть самостоятельным. 

Правильное поведение – это предлагать свою помощь и говорить о том, что для того, чтобы есть идеально, нужно много тренироваться и совсем скоро он подрастет и сможет кушать уже без мамы, как все большие дети.

Малыши очень любят демонстрировать свои маленькие победы. И если у ребенка, например, получилось косо-криво отжаться один раз – то не нужно кидаться пояснять, как делать это правильно. Лучше обязательно похвалите его и предложите продолжать тренироваться. Покажите, как это делаете вы сами. И через время, когда его ручки окрепнут – упражнения будут получаться отлично.

Но если сразу указывать ребенку на все «косяки», то, возможно, малыш больше никогда и не попробует спорт. Ведь для него ваш рассказ про то, как у него неправильно выходит, воспринимается как критика и даже ругань. Он сделает вывод, что он слабый и это все – не для него.

Это же касается детского креатива. Поделки из бумаги, пластилина и конструктора могут быть весьма кривобокими. Но не указывайте на это, если ребенок не просит. Очень часто малыши приносят родителям непохожие портреты или страшные поделки, а родители «из лучших побуждений» начинают критиковать. И вот уже ребенок понимает, что творчество – это не для него. Что даже, если максимально стараешься – это приводит не к похвале, а негативу. Поэтому – только хвалите и побуждайте ребенка рисовать и лепить дальше.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он это он – и его темпы развития индивидуальны. И если он не может еще того, что могут его братья или школьные товарищи, это ничего не значит. Придёт время, и сын или дочка тоже всему научится. Высказывайте в этом уверенность в его присутствии как можно чаще.

Можно ли поднять низкую самооценку?

Убрав из общения с малышом оценочные суждения, начинайте искать в нем те качества и сильные стороны, которыми можно гордиться. Называйте их почаще, чтобы ребенок знал, что у него красивые волосы, способности к математике или хорошая фантазия.

Важно говорить, что вы любите его таким, какой он есть и будете любить в любом случае, независимо ни от чего. Безусловная любовь родителей – важная внутренняя опора, и она может остаться на всю жизнь. Повторяйте как можно чаще, как вы рады, что у вас именно такой ребенок, какой есть. 

Несколько упражнений могут помочь поднять самооценку малышу. Одно из них – это копилка достижений, в которую символически складывают все то хорошее, что он сделал за день. Это может быть все, что угодно, например, монетки или конфеты или просто бумажки с его хорошими делами и достижениями. Ищите вместе с ним каждый вечер что-то хорошее, какой-то успех. Новая выученная буква, сделанная зарядка – пусть все идет в копилку. Таким образом ребенок наглядно будет видеть, чего он достиг. Вместо копилки можно сделать плакат на стене или вешать сердечки на магнитную доску.

Спрашивайте его о том, чем он гордится в себе. И когда он закончит перечисление – продолжайте сами. Некоторые мамы просят похвалить рисунки или поделки детей в соцсетях и читают вслух малышу комментарии своих друзей. Мнение посторонних людей может добавить ребенку уверенности в себе.

Хвалите и разрешайте чаще, чем запрещайте и ругайте. 

Основной рецепт для поднятия самооценки у малыша – вера в его силы, отсутствие критики и ярлыков и ваша любовь, которая не зависит от внешних факторов.

Автор: Наталья Блок

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
3 комментариев
Оля Пастух
Хай завжди будуть мами!
Дуже точно сказано, що самооцінка дитини залежить від поведінки батьків. А ще, я так бачу з життя, що коли батьки самі себе недооцінюють, хай навіть бажають всього найкращого своїм дітям, але діти якось невидимо перебирають це відчуття в батьків і теж починають формуватися у сильній недовірі до себе.
Смайлы
Добавить фото
Оля Пастух
Хай завжди будуть мами!
Мені цікаво таке. От, наприклад, у сім"ї ніби нормальна самооцінка, нормальна атмосфера, але садок/школа/суспільство все одно впливає на всіх нас так, що скоріше недооцінить, принизить, вдарить, ніж підтримає. Як би не бажала добра навіть найкраща вчителька, все одно у неї свої "таракани" в характері і в голові, вона може навіть не хотячи щось ляпнути, що може сильно вплинути на дитину.
От у таких випадках що на дитину більше діє: сім"я чи оточення? Що переважить у формуванні її самооцінки?
Смайлы
Добавить фото
Маша пузатик
планирую
Каждой маме хочется найти золотую середину в воспитании: чтобы не перехвалить и не критиковать слишком сильно. Не у всех получается, конечно. Как минимум нужно не сравнивать своего ребенка с другими! Поддерживать хорошие начинания, хвалить за успехи, воспитывать самостоятельность... А главное - любить!
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}