2-3 года (1486) / развитие ребенка (53)
главная опыт мам и экспертов 2-3 года развитие ребенка статьи экспертов Когда начинать учить...
Tanya Kur
   8552
12

Когда начинать учить буквы и цифры?

Когда начинать учить детей счету и чтению? Расскажет психолог Благотворительной организации «Иная» Ольга Мельницкая.

Когда начинать учить буквы и цифры?

«Алёшенька уже считает до 10», – делится молодая мама на детской площадке с нескрываемой гордостью, - «А ведь ему всего полтора года. Это его папа научил. Это у них семейное, муж сам в математической школе учился».

«А Сонечка уже выучила всю азбуку и соединяет слоги», – вторит первой маме вторая, – «А ей нет еще и четырех лет. Наверное, в четыре годика уже книги будет читать, как ее тетя».

И между мамами возникает оживленный разговор о важности раннего развития, о пользе обучения ребенка чтению и счету, о страшных школьных программах и том, что в первый класс тех, кто не умеет считать и писать, уже не берут. Все хором соглашаются, что начинать «чем раньше, тем лучше».

Еще одна мама печально смотрит на своего ребенка, которому уже два с половиной года, а он не только не выучил цифры, но пока отказывается толком говорить что-либо кроме «мама» и «папа. Она  просит поделиться методиками обучения двухлеток грамоте. 

При этом присутствует папа с сыном, которому уже пять, и он не читает книг и не решает примеры! В ужасе отец думает, что его ребенок, наверное, «не такой как все» и принимает решение с сегодняшнего дня нанимать малышу репетиторов. 

И только одна спокойная бабушка с двумя внучками пытается донести молодым родителям свою мысль о том, что каждый ребенок обязательно выучит и алфавит, и цифры, когда придёт его время. Но на фоне Леши и Сони ее слова выглядят очень неубедительно.

Когда же начинать? Кто прав в этом споре, который практически ежедневно возникает в родительских коллективах, на тематических сайтах и форумах в сети? Спросим психолога Благотворительной Организации «Иная» Ольгу Мельницкую.

Когда ребенок готов учиться?

Надо понимать, что у детей процесс обучения и познания окружающего мира идет без перерыва, c самого их рождения. Иногда информации бывает слишком много, тогда малыш капризничает и даже плачет.  

Это родители обычно понимают, и новые впечатления выдают младенцу дозированно. Если же крошке не хватает материала для развития, малыш точно так же может ныть, постоянно дергать взрослых и требовать развлечений.  

До трех лет дети учатся ходить, говорить, пользоваться горшком, самостоятельно кушать. Они узнают свое место в семье и окружающем мире. Их мозг так стремительно впитывает новые знания и умения, что нагружать ребенка еще и школьной грамотой – просто нет смысла. 

Хотя многие системы обучения, к примеру, методики Домана или Зайцева, говорят о том, что ребенку нужно показывать буквы и цифры еще с шести месяцев.

Но в этом возрасте маленькому человеку еще совершенно невозможно догадаться про настоящую пользу этих забавных картинок. Конечно, малыш их запомнит, как и любую информацию, которую ему преподносят регулярно. Но если же перестать это делать, то  двухлетка или трехлетка совершенно забудет все, чему его выучили, найдя себе занятия и развлечения по возрасту.

А вот к шести-семи годам, когда малыш уже будет понимать, что такое счет и чтение, он гораздо легче и быстрее все это усвоит. Ведь в этом возрасте ему уже будет ясно, как можно практически применить эти знания.

Почему некоторые дети начинают читать и считать уже в три-четыре года?

Если родители увлечены ранним развитием ребенка и постоянно занимаются с ним алфавитом и цифрами, то малыш (причем, далеко не каждый) запомнит все, чему его учат.

Но говорить о том, что он действительно умеет читать и считать, можно будет только тогда, когда кроха абсолютно самостоятельно будет это делать. При этом, уметь не только складывать буквы в слоги и формировать из них слова, а понимать их значение и быть способным рассказать про прочитанное.  

У некоторых деток к четырем-пяти годам это получается. Но так как все дети имеют свои темпы психического развития и свои возможности и потребности в познании мира, то рассчитывать на то, что занятия обязательно дадут результат, совершенно не стоит.  

Как правильно заниматься с ребенком?

Самое главное правило – у крохи должен возникнуть спонтанный интерес к алфавиту и счету. Для этого можно просто подождать шести лет, когда он уже поймет, что мир наполнен информацией, которую можно получить, умея читать.

Цифрам (в пределах 5-10) ребенок обычно учится самостоятельно, пытаясь понять, сколько ему дали яблок или конфет. Особенно быстро выходит овладеть этим навыком у детей из  многодетных семей. Дело родителей тут – просто подсказывать ребенку и озвучивать количество предметов.

Специальные карточки, таблицы, кубики оказывают хорошую помощь в обучении. Помогают также игры, в которых нужно найти буквы; картинки с предметами; раскраски и другие методические материалы. 

Не навязывайте знания насильно, вы можете вызвать отторжение и неприятие к ним. Сам «урок» не должен быть дольше 10-15 минут. Хотя вы сами увидите, как малыш начнет «скучнеть» и терять интерес к занятиям и поймете, что пора прекращать.

Как понять, что уже можно начинать обучение?

  • Ребенок строит фразы. Так как, если малыш еще плохо говорит или не говорит вовсе, то есть большой шанс, что он может научиться считать при помощи табличек со словами или кубиков, и будет общаться именно так.
  • Ребенок выговаривает все или почти все звуки. Ведь если он не может произнести букву, то и запомнит ее неправильно. Плюс он должен хорошо различать звуки на слух. 
  • Ребенок ориентируется в пространстве. Часто дети, начавшие очень рано писать и читать, еще не владея этим навыком, пишут буквы в зеркальном отражении или даже читают в обратном порядке.
  • Малыш подражает взрослым – берет книгу и делает вид, что читает. Внимательно слушает сказки и даже может рассказать, что услышал. Спрашивает, как называются буквы или что написано в книге или на рекламном щите.

В итоге все дети рано или поздно овладевают и чтением, и счетом. Дело же родителей – просто облегчить им эту задачу.

Автор: Наталья Блок

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
12 комментариев
Іра Кошкіна
планирую
Самое главное правило - всі діти різні
Я вміла читати і переказувати прочитане в 3 роки. Мені було дуже цікаво. Моя дочка в свої 3 ще толком не розмовляє Але букви її зацікавили, і вона їх всі знає десь з 2,5. Читати вчити і не берусь - не наблюдаю в неї інтересу до складання букв.
Так що кожному своє
З чим я точно згодна, так це з тим, що не варто паритись, якщо дитя в 4-5 років ще не читає.
Смайлы
Добавить фото
Світлана Ходаківська
2 девочки
Та ж ситуація... Я вміла читати в 3 роки, сама цікавилась, а дівчатка - ні одна, ні друга - так рано не вчились, я й не наполягала... Марго особливо цікавиться рахунком, цифрами (не дарма ж "навчалась" зі мною на фіз-маті ) А от літери їй не особливо цікаві, хоча бувають пориви інтересу, які я задовільняю, розповідаючи і навчаючи...
Тая мама Владочки и Сонечки)
2 девочки
еще паровозик чух чух. тоже цыфры, буквы...
Смайлы
Добавить фото
Тигра Львовна
1 мальчик и 2 девочки
паровозик тоже классный) а ещё есть мультики-раскраски, очень помогли в изучении цветов
Тая мама Владочки и Сонечки)
2 девочки
я тож считаю что все дети разные) Влада после просмотра мультика начала сама считать до 10, и много букв знает. Я не заставляю, она приносит кубики и говорит какая буква или цыфра.
Смайлы
Добавить фото
Тигра Львовна
1 мальчик и 2 девочки
Егор знает алфавит укр и англ, считает свободно до 20-ти и обратно, но - я его не учила, он сам просил включить мульты с буквами просто потому, что там весёлая песня и это было главным в выборе, а не буквы. Слоги пыталась учить его складывать, но вижу, что рановато, так что и не мучаю ребёнка. Научится читать к школе - ничего не потеряет)
Маша тянется за Егором, поёт и узнаёт буквы из мультика, но только потому (опять же), что музыка задорная, картинки забавные и мелодия запоминающаяся.
Надя выучила рано буквы, я её целенаправленно учила читать, считать, но это только потому, что она мой первый ребёнок и я думала, что вымуштровать я обязана, как хорошая мама. Но, правда, только в игровой форме, стихи для алфавита, разукрашки с цифрами и ежедневный незаметный для ребёнка счёт и чтение - в очереди, в транспорте, на прогулке и т.д.
Даже, если бы я не делала всего этого, дочка прекрасно к 6-ти годам научилась бы и читать, и считать.
Так что, действительно, не стоит спешить и нагружать. Хотя... Если маме интересно, а ребёнок не против - почему бы и нет?
Смайлы
Добавить фото
Танюшка ***---***
1 девочка
можна ссилку на на мультик з буквами)))
Тигра Львовна
1 мальчик и 2 девочки
Танюшка ***---***
1 девочка
Дякую)))
Настя Ягода
1 мальчик
устный счет и цифры - это разные вещи. сначала, наверное, имеет смысл научиться считать "на пальцах". а уже потом учить цифры - какими знаками обозначаются уже хорошо знакомые ребенку числа.
Смайлы
Добавить фото
Анюта
моей крохе 2,8 но буквы она пока не знает..(только некоторые) не проявляет у ним интерес..
а вот цвета наоборот любит, и часто задает вопросы по поводу цветов))
цифры пока тоже не в приоритете) один два три семь восемь)))
"Мам, хочу мультк!
- Давай два мультика посмотришь и всё?!
- Нет, давай только 1)))"
Знала бы что 2>1 не так вела бы разговор)
Смайлы
Добавить фото
<Мыша> Я
планирую
Мої раненько вивчили алфавіт, бо був у нас настінний букварик, який хлопці дуже любили. Також різноманітне лото да доміно, де треба було знайти пропущену букву або назвати першу літеру в слові. Потім самі виявили інтерес до написання елементарних слів, по типу Папа, Мама, Тіма, Єгор і т.п. Та ось читати абажання нема, складати звуки важко, тому один-два рази спробували і закинули це діло. Доки не з"явиться інтерес. Хоча я читала в 4 роки книжки, та я то я, а вони то вони
Цифри. Теж давненько знають, рахують безпомилково до 20, дивлячись на цифри називають усі десь до 50. Виконують не складні задачки на додавання-віднімання. Та от заняття з написання цих цифр хлопцям не принесло задоволення.
Так що я теж не парюся, усьому свій час.
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}