Рейтинг@Mail.ru
2-3 года (1493) / психика и характер ребенка (52)
главная опыт мам и экспертов 2-3 года психика и характер ребенка статьи экспертов Низкая самооценка у...
Tanya Kur
   567
8

Низкая самооценка у ребенка

Мы все знаем, как выглядит низкая самооценка у взрослых. Такой человек стесняется просить нормальную заплату, он не уверен, что достоин любви, не любит себя и часто окружающих тоже. Эти проблемы очень часто идут родом из детства, и даже у дошкольников мы можем наблюдать признаки низкой самооценки.

От чего это происходит, чем опасна низкая самооценка и как с этим работать, консультирует психолог Б О «Иная» Ольга Мельницкая

Низкая самооценка у ребенка

Что такое низкая самооценка у ребенка?

Самооценка – это то, как мы воспринимаем себя и оцениваем свои способности достичь чего-то. Это может распространяться как на межличностные отношения, так и на любую деятельность.  Например, человек боится с кем-то знакомиться или общаться, так как считает, что он не интересен другим. Он не знает своих сильных сторон, думает, что не привлекателен. Люди с низкой самооценкой даже не начинают никаких дел, потому что заранее уверены, что ничего хорошего сделать они не смогут. Кроме этого, им сложно делать карьеру, строить романтические отношения и даже учиться.

В детстве низкая самооценка может проявляться в том, что малыш боится играть с другими ребятами, отказывается от подвижных игр, ибо боится, что проиграет, не любит аттракционы, где надо как-то действовать, конкурсы и другие ситуации, где он будет хоть как-то проявлять себя и его оценят.  Малыши, у которых низкая самооценка, иногда даже не хотят сами есть сложную еду, боясь выпачкаться или пролить, отказываются учиться ездить на велосипеде, роликах, скейте, говоря, что все равно упаду и не выйдет), Они не любят публичных выступлений, например, на утреннике в саду. И так далее.

В более старшем возрасте у них могут начаться проблемы с коллективом в школе и учебой. Они быстро сдаются, если, например, не могут выучить стихотворение, Считают, что во всех бедах виноваты только они и не делают попыток исправить ситуацию.

От чего у детей бывает низкая самооценка?

За формирование самооценки ребенка отвечают родители и окружение малыша. Новорожденный не оценивает себя никак. У него есть потребности и желания, которые должны быть удовлетворены родителями. И тот факт, как быстро и качественно это происходит, тоже может отразится на его самооценке в будущем.

Например, если малыш требует плачем еду или внимание к себе, а родители игнорируют по какой-то причине его потребности, то ребенок, сделав несколько попыток (в зависимости от темперамента) может убедиться, что от него тут ничего не зависит, сколько не кричи и не требуй, - все равно это бесполезно. Конечно, малыш еще не думает в таких категориях, но вот это ощущение тщетности усилий может остаться. Если же это повторяется довольно часто и в других сферах его жизни, то есть риск получить малыша с низкой самооценкой уже к году. 

Чем старше становится ребенок, тем осторожней нужно быть в оценивании его действий и возможностей.  Дети, которым много не позволяют, не поясняют действий взрослых, гиперопекают от любой неприятности, растут крайне неуверенными в своих силах.

Очень сильно влияет на них критика от значимых для них людей.  Ведь они еще не могут адекватно оценивать, то, что они им говорят. Иногда достаточно несколько раз назвать ребенка, который учится пользоваться ложкой, «свиненком» или поругать за перевернутую тарелку, чтобы он отказался учиться дальше. Ведь он поверил в то, что он не способен это сделать. 

Особенно опасно критиковать и давать ярлыки не действиям малыша, а ему самому. Например, в садике малышу дали учить стишок, который крохе сложно запомнить. В этом случае крайне опасно говорить, что он еще маленький для этого задания, глупый, имеет плохую память или называть его ленивым.  Дети это все запоминают, а в следующий раз они даже не будут начинать учить эти стихи. Ведь они «ленивые» - значит и смысла нет что-то делать. 

Как не допустить низкой самооценки у ребенка?

Главное, не критиковать его и постоянно высказывать уверенность в том, что ему по силам любое дело. Конечно, дети иногда хотят оторвать бетонный столб от асфальта, но в этом случае они и сами убедятся, что это им не по силам, и их самооценка от завышенной станет как раз нормальной.

Но вот в случае небольших дел, таких как помощь по дому, творческая самореализация – ребенка надо хвалить и поддерживать. Например, если трехлетка хочет мыть посуду – не отгоняйте его с криками. Станьте рядом с ним и помогите, поясните, что это дело возможное, просто нужны навыки, которые появляются со временем, что нужно тренироваться и уже скоро он станет сильнее и будет мыть идеально. Ну, а если малыш сделал поделку или нарисовал вам рисунок – тут вообще оценивать нужно только в положительном ключе. Ведь он сделал максимально возможное для него, и похвала будет стимулировать продолжать творить и развиваться.

Что делать, если вы видите, что у ребенка уже снизилась самооценка?

Существует множество упражнений и хитростей, которые могут ее поднять. Но для начала уберите из своего лексикона оценочные суждения ребенка и критику его дел. Замечайте его малейшие достижение, заведите дома «копилку успехов», куда можно записывать все, что ему удалось за день. Давайте такие задания, которые ему по силам и хвалите за их выполнение. 

Не сравнивайте малыша ни с кем, кроме него самого в прошлом. Не нужно ему указывать на то, что сосед или сестра умели читать уже в пять лет. Лучше похвалить за то, что он сегодня выучил буквы, которые еще на той неделе не мог. Поднятие самооценки – это сложный и кропотливый путь, но это возможно при внимательном и бережном отношении к ребенку. 

Автор: Наталья Блок

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
4 комментариев
Оля Пастух
Хай завжди будуть мами!
Мені часом здається, що людей із оптимальною самооцінкою у світі дуже мало. Чи можуть батьки сформувати особистісні якості і характер дитини, якщо самі не отримали цього від своїх батьків? Хоча... треба вірити. Крок за кроком...
Цікава думка про "копилку досягнень".
Смайлы
Добавить фото
Regina
Замечательная статья! Сначала отбиваем у ребенка инициативу, отталкиваем, дрессируем его. А потом удивляемся, почему он не верит в себя, ни к чему не стремится в жизни, не знает кем хочет быть. Всем проблемы - родом из детства
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}