Рейтинг@Mail.ru
4-12 месяцев (3278) / развитие ребенка (84)
главная опыт мам и экспертов 4-12 месяцев развитие ребенка статьи экспертов Раннее развитие детей:...
Tanya Kur
   156
4

Раннее развитие детей: польза или вред?

Всем родителям хочется, чтобы их дети были самыми-самыми. Пожалуй, если бы не это бесконечное стремление к совершенству, вокруг не было бы так много развивающих центров, предлагающих разнообразные методики детского развития – на любой вкус и цвет. Мамы, не жалея времени и сил, чуть ли не с пеленок учат малышей читать и считать. Однако, что это дает, кроме удовлетворения родительских амбиций? Так ли уж это нужно детям? Рассказывает психолог, в прошлом – педагог по раннему развитию, Лилия Рожко.

Развитие или обучение?

Прежде чем говорить о пользе или вреде раннего развития, стоит разобраться в том, что мы вкладываем в это понятие. Чаще всего мы путаем его с банальным обучением. Например, когда родители годовалого малыша хвастаются тем, что он знает весь алфавит, – это не про развитие.

Раннее развитие детей: польза или вред?

На этом этапе крохе необходимо совершенно другое. В первую очередь, ему нужна любовь значимых для него взрослых, а не карточки с буквами и цифрами. В этом возрасте на первый план должно выходить именно эмоциональное развитие, которое поможет сформировать у малыша базовое доверие к миру и желание его познавать.

Всему свое время

Если вы приняли решение заниматься ранним развитием крохи, важно не перескакивать его этапы и напитывать ребенка только тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Условно раннее развитие ребенка можно поделить на «ближнее» и «дальнее». К сожалению, многие современные центры делают акцент именно на «дальнем»: изучении цифр, букв.

Крохе даются задания, сложные не только для выполнения, но и для восприятия. Эти знания и навыки легко воспринимаются в возрасте пяти-шести лет, но никак не в полтора года. Переступая через ступень развития, ребенок упускает сенситивный период, который больше никогда не повторится. В результате отсутствия такого важного фундамента или его хлипкости начинает хромать развитие в целом.

Главная цель занятий

Всегда помните, что главной развивающей средой для ребенка раннего возраста является его семья, ведь самые первые и важные познания об этом мире и себе он получает именно от взаимодействия со «своими» взрослыми. Участие малыша в общей семейной жизни, ежедневные ритуалы умывания, чистки зубов, одевания, наблюдение за тем, как взрослые говорят по телефону, убирают в квартире, – все эти рутинные вещи помогают крохе понять, что это за мир и как с ним взаимодействовать.

Он познает свое тело, активно исследуя его. Взрослые же дают информацию о том, как называются его части. Родители учат малыша осознавать свои чувства и эмоции, взаимодействовать с предметами и людьми. Вот оно – раннее развитие в полном смысле этого слова.

Основная задача занятий на этом этапе – разнообразить зону «ближнего» развития и познакомить ребенка с окружающим миром. Дать ему знания о существующих животных, растениях, транспорте, бытовых предметах и т.д. Зачем ему уметь считать от 1 до 10 и обратно, если он понятия не имеет, как это можно использовать? Намного ценнее то, как называется куст, растущий у вас под домом, мимо которого он проходит каждый день.

Как правильно выбрать центр раннего развития?

К сожалению, в современном мире все настолько быстро меняется, что не всегда родители в силах показать ребенку всю многогранность его окружения. И тогда на помощь приходят занятия в специальных развивающих центрах. Останавливайтесь исключительно на тех, где все занятия грамотно продуманы, где соблюдаются все нормы и особенности возраста. Псевдо-развивающие центры, в которых ребенка пытаются наполнить ненужными ему на этом этапе знаниями, – результат тревожности, родительского перфекционизма и амбициозности. Они существуют для тех, кто изо всех сил пытается сделать своего ребенка «нормальным», с пеленок формируя его «светлое будущее».

Итак, выбирая центр, обратите внимание на:

  • квалификацию педагогов/психологов, которые проводят занятия;
  • соответствие программы возрасту вашего малыша;
  • сложность заданий, способность ребенка в них разобраться;
  • частоту смены деятельности (4-7 минут);
  • отсутствие принуждения. Ребенок не обязан ничего делать, если он этого не хочет;
  • отсутствие оценивания и сравнения («это сделано неправильно», «ты не справился с заданием», «у Маши получилось лучше всех» и т.д.);
  • форму занятий. Важно! Это должна быть игра, когда ребенок, выполняя задания, получает нужную ему информацию. Его должен увлекать именно процесс.

К сожалению, довольно часто малышу просто «подсовывают» что-то интересное, яркое и шумное, таким образом привлекая его внимание. Это уже нечестная манипуляция, которая истощает кроху.

Если выбранный вами центр соответствует всем вышеперечисленным пунктам, то ни о каком вреде раннего развития речи быть не может быть. Все будет происходить максимально экологично.

Автор текста: Юлия Архангельская

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
3 комментариев
Grinch (ᵔ.ᵔ)
Модератор СвітМам
Действительно очень важно дифференциировать раннее развитие и ранее обучение. Ранним развитие можно, нужно и безопасно заниматься ещё с внутриутробного возраста ребёнка А, вот, сажать за парту, давать нагрузку на позвоночник и зрение - только после физической готовности малыша к этому.
Смайлы
Добавить фото
Мадам Ред
Я какая-то загадочная...
Всему свое время, не все вырастут гениями, если научатся читать в три года. Куда спешить? Наоборот, хочется немножко притормозить обучение, чтобы успеть отдохнуть и почувствовать детство перед школой ))
Смайлы
Добавить фото
Oля Чумaк
Главный модератор СвітМам
Наконец-то стали рассматривать не только пользу, но и вред раннего развития. И отбирать зерна от плевел. А то лет 5-7 назад просто невероятный бум на раннее развитие случился. Без разбору все ринулись развивать своих детей с пеленок, просто следуя моде.
Смайлы
Добавить фото

{ $nifTest}