1-2 года (1950) / развитие ребенка (72)
главная опыт мам и экспертов 1-2 года развитие ребенка статьи экспертов Развитие мелкой...
Nana Meтелица
   3549
15

Развитие мелкой моторики подручными средствами

 

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. А так же производители всевозможных детских игрушек. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Давайте посмотрим, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой.

Спички, ватные палочки, пуговицы и желуди. Принято считать, что спички детям не игрушка, и напрасно. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых) малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно - образное мышление, тактильную чувствительность и творческие способности малыша. Если вы боитесь, что ваш полуторагодовалый малыш скушает серу – соскоблите ее. Внимательно смотрите, чтобы мелкие предметы не попали ребенку в рот, нос, ухо.

Если вспомните фильм 17 мгновений весны – Штирлиц в моменты раздумий выкладывал рисунки из спичек.

Спички, ватные палочки, желуди и пуговицы можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает мама, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключайте ребенка.

Если рисунок сложный, можете сначала нарисовать его схему на бумажке. Все эти предметы так же удачно сочетаются с колесиками, веревочками, колпачками. Если воспользоваться цветной бумагой и посадить их[ на клей, получится замечательная аппликация. Пуговицы прекрасно могут заменить на рисунке шарики, колеса, глазки, окошки, елочные игрушки. Так же спички вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц.

Даже самым маленьким деткам будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Только при этом мама должна быть на чеку! Как бы малыш не потянул игрушку в рот. Если вы боитесь, что малыш их может скушать – насадите пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и погремушкой, и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера.

Кухонная утварь: ложки, чашки, миски, сковородки. Маленьких деток так порой и тянет на кухню. Это мамам обычно доставляет массу неудобства. Родители придумывают массу средств, как развлечь чадо, пока готовят еду – но не всегда успешно. Можно решить эту проблему иначе – возьмите ребенка с собой – посадите его на туристическую пенку и пусть играет тем, чем ему нравится, а именно – сковородками, мисками, ложками (острые и бьющиеся предметы лучше не давать). Мы так стараемся, покупаем игрушки с разной фактурой поверхности, для тренировки чувственного восприятия, но почему то, редко используем подручный материал. На кухне – масса возможностей! Тут и разнообразие различных поверхностей (гладкие ложки, половники, миски, плошки и шершавая сковорода), и изучения соотношений большой- маленький (интересно, сколько ложек влезет в миску, и почему туда не войдет половник).

Если в пластиковую бутылку, налить немного воды и накидать туда кусочки пенопласта, от разодранного ребенком лотка, и закрутить крышку – великолепная получится игрушка! А как весело стучать половником по кастрюле! Опять же – выход энергии.

Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детский «игрушек». Часто родители боятся их давать детям – мало ли разобьют, поранятся. Но небольшую стеклянную банку, например, из под детского питания, очень не просто разбить. В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – видно же все. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей. Переливать с маленьким ребенком лучше в ванне, иначе все вокруг будет залито водой.

Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. Дайте годовалому малышу чисто вымытый тюбик из под крема, и вы его займете минут на 30. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков. Получится отличная погремушка!

Крупы, соль. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Проведите пальчиком по крупе. Поучится яркая контрастная линия. Потом возьмите пальчик ребенка. Пусть малыш сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует мама, затем пробует малыш. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на кухне и сажать малыша так, чтобы он не рассыпал поднос с крупой в трудно доступные места, куда не залезает пылесос Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде

Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках- шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии, пуговицы.. Покажите назначение этих предметов на настоящей одежде. В любом доме есть старая, вышедшая из строя одежда и обувь, которую можно вычистив, отдать малышам для игр. Покажите малышу как плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, как застегивать пряжки.

Не стоит ругать малыша, если он любит вытаскивать шнурки из вашей обуви, найдите не сезонную обувь со шнурками, помойте и дайте ребенку. Вот увидите- эта игрушка придется ему по душе. Кроме того, детки очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых. А так же одевать шапки, заматываться в шарфы. Как только проявит интерес к самостоятельному одеванию- не мешайте ему. И если вам не надо спешить – предоставьте ребенку по мере возможности, одеться самому. Обязательно научите вашего ребенка обращаться со шпингалетами и задвижками, как только он до них дорастет.

Бумага, газеты, журналы, фольга - из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки. Ее можно даже грызть, только под присмотром, чтобы в желудочек ничего не попало. Маленьким деткам очень нравится разматывать и раздирать на части туалетную бумагу (ее обрывки можно не выбрасывать а использовать потом для подтирания пола).

Полотенца, простынки, тряпочки, мешочки. Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Их малышам очень полезно мять и щупать. И даже грызть. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру. Совсем маленькие могут играть в «ку-ку» или в прятки мять щупать и грызть ткани различной текстуры. Их полотенца или пеленки можно сделать импровизированный мешочек, накидку, под который складываем различные предметы, а ребенок их на ощупь пытается узнать. Можно из простынок и полотенец делать домики, даже гамаки и качели для кукол. Тут малыши могут сами учится вязать узлы и конструировать.

Тесто вполне можно использовать за место пластилина - замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста может использоваться как основа для картины из любого подручного материала - пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволоки семечек, веточек и т. д. Разминание теста – увлекательное занятие для малыша, пока мама на кухне.

Помпоны, клубки. Помпоны - замечательные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Можно придумать с ними множество увлекательных игр. Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. А малыш пытается найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовался клубком – замечательно! Пусть крутит его, вертит, мотает, тянет за ниточку. Попробуйте вместе смотать клубок. Так же можно использовать в детской игре вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся малышам значительно больше, чем игрушки.

Шкафы. Все дети в возрасте от 7 -9 мес. и до лет двух любят рыться в шкафах. Им это очень нравится. Там столько всего интересного и увлекательного! А родители запрещают. «Нельзя!» - только и слышит маленький исследователь. Но почему нельзя? Одно дело, когда там лежат важные документы или иголки. Совсем другое- когда родители поступают так для своего удобства или из за лени. Им не хочется лишний раз убирать в комнате, гораздо удобнее ребенка держать в манеже. И мало кто задумывается, что сидя в «клетке» ребенок получает гораздо меньше информации о мире, в том числе и тактильной. Но почему бы не убрать опасные предметы в недоступное детям место, не сложить в нижние шкафы безопасные и не очень ценные вещи? И пусть малыш все изучает, вертит, крутит, и развивается.

Самое главное – поменьше ограничивайте ребенка, дайте ему возможность активно двигаться по квартире, манипулируя предметами. Ведь он лезет везде не из вредности – он реализует заложенный в нем огромный творческий потенциал, причем даже лучше, чем при специальном обучении, так как тут активность идет от самого ребенка. Он реализует свою внутреннюю, заложенную в нем программу, в движении он развивается. Вам повезло, если ваш ребенок подвижный и совкий. Ни в коем случае не надо эту активность гасить. Малышу все интересно, этот интерес и есть проявление его творчества и интеллекта. Организуйте детское пространство так, чтобы опасных предметов было как можно меньше и тогда творческой активности малыша, не сдерживаемой постоянными запретами и окриками будет огромный простор для его деятельности, творчества и развития.

Юлия Миронова

от себя хочу добавить, что надо разбудить ребенка в себе и перестать обращать внимание на такие постулаты как идеальный порядок в доме ребенку важнее получить позитив и развитие, чем получить нравоучения от мамы о том, что ей теперь пол-дня квартиру вычищать

успешных вам освоений подручных средств!

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
12 комментариев
Nana Meтелица
1 девочка
ой, забыла сказать, что у нас еще есть рамка вкладыш, сортер и лабиринтик - очень довольна всем этим и все рекоммендую. и еще мы играем в пальчиковые игры и сказки пальчиками показываем, пока освоили только курочку-рябу, но все еще впереди вот еще полезные ссылочки http://www.boltun-spb.ru/mini.html http://homestead.narod.ru/finger.htm http://www.baby.ru/company/moscow/baby_ru/38147/blog/post/8677091 http://uaua.info/content/articles/2905.html http://www.openclass.ru/wiki-pages/47471
Смайлы
Добавить фото
Nana Meтелица
1 девочка
я разрешаю своему ребенку проделывать 80% из написанного, плюс мы активно занимаемся рисованием как пальчиковыми красками так и короткими толстыми восковыми карандшами, шнуровками в виде картинок, шнуровками с геометрическими фигурами, наклеиваем магнитики на холодильник и в ванной на стенку (от растишки) (Растишку я ребенку не даю), доця игрет с мешочками в которые я зшил фсоль, рис, гречку, кукурузу и т.п ну и конечно же лепим из хлебного пластелина

доця заговорила более активно в 12 мес , а сейчас 18 и она каждый день изучает новые слова, постоянно повторяет за мной услышанное и любит играть в игру: мама, а что это? находясь в любом помещении или на улице она постоянно спрашивает, а что это? и я должна ответить без замедления. если замешкаюсь, начинает кричать на меня Мааамаааа!!!! А ЧТО ЭТОООО?!!!
Смайлы
Добавить фото
Ольга Белущенко
1 девочка
а в годик вы как играли?
Oля Чумaк
Что излучаешь, то и получаешь
Отличная статья, свидетельствующая, что всё полезное - вокруг нас! И нечего голову ломать и большие деньги тратить, чтобы купить супер-пупер развивающие игрухи для ребеночка!
Моя дочура тоже играет с большинством перечисленного, единственное что - с мелкими предметами - только под моим чутким руководством!
Смайлы
Добавить фото
Nana Meтелица
1 девочка
о! саразу видно, мама с современными взглядами
Оля Пастух
Хай завжди будуть мами!
У нас іграшок дуже небагато, порівняно із тим, що бачила у друзів-однолітків. Але всі дитячі полички зайняті! Куповані іграшки складають приблизно 30 %. Усе решта - руками дітей: їхні малюнки, вирізки з картону, коробочки, шишки-каштани, гудзики у мене тягають, шнури - у татка ...
Смайлы
Добавить фото
Nana Meтелица
1 девочка
всегда восхищалась креативными родителями!
Ольга Белущенко
1 девочка
статья хорошая...и мы дома как раз все предметы и осваиваем..вот только баночку стеклянную из-под пюре детского разбили сразу же)))...так что все стеклянное бьется, это факт)))
Смайлы
Добавить фото
Антоніна Бусінка
Щоб побачити веселку, треба пережити дощ.
А я только спички не даю...
Все-равно каждый ребенок индивидуален, и я считаю, что есть еще врожденная мелкая моторика. Я с дочкой больше занималась, но мелкая моторика у нее послабее, чем у сына. Хоть и говорить она стала рано (до года), а сын после 2х лет. Зато в 2 года он самостоятельно складывал пазлы на 6-8 кусочков...
Но развивать мелкую моторику нужно обязательно!!! Это оч полезно во многих аспектах.
Смайлы
Добавить фото
Nana Meтелица
1 девочка
мне кажется, что развивавать надо постоянно и причем завлекать ребенка, чтоб это было инетересно и познавательно

моя доця свое первое слово сказала в 10 мес и было это мама, потом через день сказала папа а до этого говорила всякие лепетные слова и даже тэта, что по рабски бабушк,а чем очень порадовала папу, я ему пытлась разъяснить, что она еще не знает арабского слова, просто она так гулит
но в 12 мес она стала говорить активно и с пониманием, сейчс она не только понимает, что она называет, но и осмысливает.

развитие речи зависит не только от мелкой моторики, но и от того как активно мама сама разговаривает с ребенком.

а вот развитие мозга - напрямую связано с мелкой моторикой.
т.е говорить можно начать и позже - все индивидуально, но вот мыслить можно начать раньше, чем говорить, если мама не будет лениться
Наташа Иванова
1 мальчик
Нана, спасибо!!
Смайлы
Добавить фото
Nana Meтелица
1 девочка
всегда пожалуйста, и спасибо за спасибо=благодарность окрыляет

{ $nifTest}