главная опыт мам и экспертов III триместр декрет статьи экспертов Тайм-менеджмент для...
Tanya Kur
   1796
5

Тайм-менеджмент для молодой мамы. 10 полезных правил

Как найти время для себя, любимой, если забот невпроворот? Психолог раскрывает секреты правильной организации жизни.

Тайм-менеджмент для молодой мамы. 10 полезных правил

С ожиданием и появлением малыша в жизни семьи и, особенно, молодой мамы, меняется многое: правила и режим дня, образ жизни, распорядок. Кроме уже привычных дел появляется много новых занятий. Часто бывает, что кроме ухода за ребенком и всех домашних дел, молодой маме необходимо подрабатывать.

Да и на себя времени постоянно не хватает. А еще игры и занятия хочется с ребенком провести. Все это требует нашего ежедневного внимания и сил, и, как результат – постоянная нехватка времени. Уверена, что эта ситуация знакома многим мамочкам.

Сегодня я расскажу вам, как можно справиться с этой проблемой и успевать делать все, что запланировано. Предупреждаю, легко не будет. Придется много работать и выходить из зоны комфорта, поскольку умение эффективно использовать свое время – это такой же навык, как рукоделие или чтение, и ему нужно учиться. Но если вы будете выполнять эти правила хотя бы на 30%, вы увидите, как изменится ваша жизнь!

Правило 1

Самое важное – осознать и принять, что успеть все – невозможно. Но можно сделать главное. Суть тайм-менеджмента состоит не в том, чтобы успевать всё, а в том, чтобы успевать главное.

Для этого нужно четко определить, что для вас является важным, что менее важным, а без чего и вовсе можно обойтись.

Для этого я предлагаю составить список ваших заданий на день или неделю (как вам удобно) –  то, что вы обычно делаете, включая уборку, покупки, игры с ребенком, время для мужа и т.д. Не скромничайте и пишите все, что нужно сделать.

Теперь нужно определить приоритетные задания. Для этого все дела, которые вы записали, распределите на три группы (вы можете их отметить буквами А, В и С, или выделить маркерами и т.д.):

Группа 1 – самые важные задания, которые можете выполнить только вы.

Группа 2 – менее важные задания, которые кроме вас может выполнить кто-то другой.

Группа 3 – необязательные задания, которые можно перенести на другой день или вообще не выполнять.

Теперь отметьте каждое задание в зависимости от того, насколько оно важно для вас. Уже сегодня начните выполнять задания группы 1 и занимайтесь только этими делами. После этого определитесь с тем, кто может выполнить задания группы 2 – муж, мама, подруга или специализированные фирмы или компании (например, уборка, покупки, оплата услуг и т.д.) и не забудьте сообщить им об этом.

Дела группы 3 можно выполнять только в том случае, если у вас появилось свободное время и еще есть энергия и силы на их выполнение. Уверяю вас, бóльшая часть заданий из группы 3 рано или поздно потеряют свою актуальность, потому не тратьте на них свои силы.

Таким образом, со временем вы будете заниматься только теми делами, которые для вас – самые важные. И такая практика сделает вас намного более эффективной, счастливой и удовлетворенной.

Правило 2 

Обязательно планируйте свой день, неделю, месяц! И делать это нужно не сегодня утром, а накануне вечером. Важно не просто продумывать, что нужно выполнить. А четко прописывать, что, когда, где нужно сделать, с кем встретиться, какие вопросы решить.

И помните про дела первоочередной важности и те, которые не так уж и важны. Отмечайте в вашем списке все, что уже сделано. Так вы наглядно увидите, как много успеваете за день.

Рационально распланируйте свой день с учетом режима дня ребенка. И помните, что ваш малыш имеет свое понимание того, что и когда должно происходить. Поэтому не планируйте дела очень плотно друг к другу и резервируйте время на непредвиденные обстоятельства.

Например, утром, когда ребенок сам какое-то время прекрасно играет, можно сходить в душ, приготовить обед, во время дневного сна можно делать свою работу и т.д.

Помните также, что нельзя объять необъятное. Если вы включите в свой список слишком много дел, то все равно не успеете, а потом вечером будете упрекать себя, что не смогли все выполнить. Напишите только те задания, на которые у вас хватит энергии и времени.

При желании можно составить отдельный дополнительный список дел на другом листочке, чтобы не забыть, и обратиться к нему на следующий день. А за все сделанное вовремя обязательно нужно хвалить себя и позволять себе что-то приятное (например, вкусняшку или чтение любимой книги).

Правило 3 

Следующее, что облегчает маме жизнь и позволяет что-то планировать и соответственно выполнять – это режим дня ребенка, которого нужно четко придерживаться. Если ребенок в одно и тоже время делает одно и тоже, то маме легче запланировать свои дела. А не думать впопыхах, например, «чем бы занять ребенка» в то время, как он должен был лечь спать.

Правило 4 

Освободите пространство, окружение и почистите список дел и обязательств. Для начала освободитесь от всех ненужных вещей в доме. Если вещь ни разу не использовалась в течение года, маловероятно, что она пригодится вам когда-либо. Но если такое случится, то ее всегда можно купить или взять напрокат.

Вещи необязательно выбрасывать, их можно продать или отдать тому, кому они реально нужны. Есть вещи, которые можно обновить и использовать самим. Важно, чтобы вещь функционировала, а не лежала мертвым грузом.

Пересмотрите свое окружение, проанализируйте, кто находится рядом с вами, нет ли рядом людей, которые наполняют вашу жизнь пессимизмом, бессмысленностью и апатией. Если такие имеются, ограничьте свое общение с ними. Вы даже не представляете, сколько времени мы тратим на бессмысленные разговоры «ни о чем». На членов семьи это правило не распространяется.

Составьте список дел и обязательств, которые вы все время собираетесь сделать, но, как всегда, руки до них не доходят. Определитесь, что вы все-таки сделаете, и запланируйте выполнение на ближайшее время, можно по одному такому делу в день или неделю.

От каких дел вы можете отказаться полностью и не будете даже думать о них? Мы очень много времени и энергии тратим просто на мысли о том, что это нужно сделать, но так и не делаем.

Такие вещи, отношения и дела требуют от нас много сил и времени. Они наполняют нашу жизнь ненужными и пустыми действиями.

Правило 5 

Безусловно, убирать в квартире важно и нужно. Но чтобы уборка занимала минимум вашего времени, нужно максимально упростить себе задачу. Для начала убрать (и подальше) все вещи, которые не нужны в ежедневном пользовании: все статуэтки, открытки, посуда в серванте и т.д.

Во-первых, так легче убирать. Во-вторых, так они не привлекают внимание и без того очень любопытного малыша. Важно также следить, чтобы все вещи лежали строго на своих местах – так и искать их легче, и убирать проще. Для этого нужно просто все вещи сразу (!) после использования класть на свои места. Дали слабину – мгновенно появляется бардак.

Правило 6 

Еще очень важно правильно организовать пространство, чтобы все необходимое всегда было под рукой, и вы не тратили время на поиск той или иной вещи. Для этого очень удобны всякого рода ящички, кармашки на кроватке и т.д.

Правило 7

По возможности максимально ограничьте или отведите специальное время для общения  в социальных сетях, чтобы не отвлекаться от запланированных дел. Нужно поставить себе четкие рамки, какое количество времени в день вы можете уделить общению в соцсетях и, главное, – четко придерживаться и не увеличивать это время. Понимаю, что полностью отказаться от соцсетей и Интернета современной маме навряд ли удастся, но планировать и контролировать это время можно.

Правило 8

Важно позволять себе от дохнуть, даже если времени совсем нет. Когда мама хорошо выспалась и отдохнула, все делается намного быстрее и качественнее. Наверное, вам покажется, что это фантастика. Но нет, для этого вы можете использовать время дневного сна ребенка или подключать мужа, бабушек, дедушек, подруг (вспомните о списке дел из группы 2).

Уверена, что они с большим удовольствием помогут вам, а заодно и почувствуют свою важность и вовлеченность в процесс воспитания ребенка. Бабушка может помочь с уборкой или приготовлением обеда, дедушка погуляет с малышом на улице, а муж сделает покупки по дороге домой. Можно даже договориться с другими мамочками, которым вы доверяете. Сегодня вы погуляете с их детьми, а завтра они с вашими.

Правило 9 

Хотя бы несколько раз в неделю выделяйте время для себя. Прекрасно, если есть возможность оставить малыша на час-другой с мужем или бабушками, а вы в это время сходите на тренировку, к парикмахеру, в кино и т.д. Заряд энергии, прилив сил и прекрасное настроение обеспечены!  А для счастливой мамы и жены о-о-очень важно излучать позитивную энергию.

Вспомните, чем вы занимались последнюю неделю, месяц, год? Как часто вы делаете то, что приносит удовольствие вам и только вам? Уверена, что очень редко. И сейчас вы скажете, что у вас абсолютно нет времени на себя. И возможно я вам даже поверю. Но вспомните наше первое правило! Интересно, вы записали в список дел группы 1 время для себя (сон, тренировка, хобби, парикмахер и т.д.)? Может, стоит пересмотреть этот список?

Поверьте, я очень хочу научить вас распоряжаться своим временем так, чтобы вам его хватало не только на других, пусть и самых родных, но и на себя любимую. Помните, кроме вас о вас никто не побеспокоится.

Правило 10 

Не могу не отметить все те девайсы, которые есть в распоряжении современной мамочки и существенно облегчают нам жизнь: мультиварка, блендер, стиралка, планшеты и.т.д. О, да, и отдельный респект создателям подгузников! Активно используйте все это и вы сэкономите очень много времени.

Начните выполнять эти простые правила уже сегодня и вы увидите, как ваша жизнь наполнится новыми красками и положительными эмоциями!

Автор: психолог Ирина Губеладзе

ответитьзадать вопрос
Смайлы
Добавить фото
7 комментариев
Ирина Губеладзе
1 девочка
Смайлы
Добавить фото
Sveta
Я планирую, но главное не паниковать если планы рушаться)) этому только учусь
Смайлы
Добавить фото
Nita Whitemage
планирую
Я тоже против жесткого планирования. Приболел ребенок, что-то сломалось не по твоей вине или еще что, и все паникуешь, что не успеваешь...
Смайлы
Добавить фото
Татьяна
Планировать можно и нужно. Распределение на важные и мене важные дела помогают сконцетрироваттся. Ещё свои планы стоит обсудить с малышом, и поблагодарить еге за понимание и поддержку.
Смайлы
Добавить фото
Оля Пастух
Я би ніколи не змогла спланувати свій час наперед Можна припускати, мріяти, але не планувати.
Смайлы
Добавить фото
София
Сколько раз не пыталась придерживаться данных правил, а все-равно не выходит. Нервы на пределе. Сутками сижу одна с двумя погодками, подруги разбежались, муж постоянно чем-то занят, лишь бы дома меньше быть, ни бабушка, ни дедушка дверь не откроют, хотя и живем в одном городе, там свои приоритеты. Детки для меня самое большое счастье в жизни, но нервная система ни к черту. Сегодня руки вообще опустила, даже посуду непомытая стоит( Не могу, устала в конец.
Смайлы
Добавить фото
Tanya Kur
Главный редактор svitmam.ua
София, я думаю, придерживаться всех правил сразу - нереально вообще мы же не роботы)) и это совершенно нормально - не хотеть что-то делать, уставать, чувствовать апатию. Я для себя например, вывела формулу - когда у меня есть энергия и настроение, то стараюсь переделать все, а когда усталость и апатия - лучше не насиловать себя, а просто отдохнуть. Все равно толку будет мало. Сделать паузу, набраться сил. И еще нужно для себя находить поводы для радости. Иногда это даже просто чашка чая и пять минут тишины

{ $nifTest}